^Вверх

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Помню тот 1987-й год, когда наша новая Ряженская школа, пяти лет отроду, только-только обсаженная молодыми сосенками, березка и елочками, поэтому еще издали, особенно с миусских холмов, далеко видимая, издали похожая на морской лайнер, стала управляться новым капитаном. Мы тогда, восьмиклассники, одни из трехсот пассажиров этого лайнера, шептали имя нового капитана: «Василий Андреевич, Василий Андреевич…», вернее даже не нового, а своего, ведь он был наш - учитель автодела. Мягкая, деликатная, мудрая Богданенко Анна Михайловна предала бразды управления нашей школы молодому, энергичному, статному Гаврюшенко Василию Андреевичу. Мудрая – потому что знала, предвидела, что отдает школу в надежные руки, что у школы будет свое имя, свой авторитет.


Бросают тень на школу, перешагнувшей тридцатипятилетний рубеж, шикарные громадные ели и сосны; школьный лайнер все так же плывет по волнам просвещения; меняются его ученики-пассажиры, но капитан ведет судно уверенно, его сплоченная команда денно и нощно заботится о своих младых пассажирах, денно и нощно несет им свет просвещения в наш непростой интернетовско - игровой век.
Родился мой герой в январе 1949-го на хуторе Некрасова Балка. Он помнит большие парты, за которыми сидело по четыре человека, своей первой школы, находившейся в бывшем панском доме. Помнит свою первую учительницу – Надежду Степановну Суглобову. Из-за ветхости школы одно время приходилось учиться в хуторском клубе. В 3-й класс Гаврюшенко Василий пошел в новую, расположенную на пригорке, начальную школу хутора Панченков. Их классным руководителем была молодая учительница, выпускница Азовского педучилища, Муха Алфина Афанасьевна. Она организовала в школе кружок игры на домре. Василий попал к ней на этот кружок. Алфина Афанасьевна заметила в Василии неплохой слух и музыкальные способности. Занималось в кружке игры на домре семь человек. Из мальчиков был он один. Играли вальс «Дунайские волны», «Коробейники», «Светит месяц». У Василия была своя домра, которую ему купил дедушка за пять рублей. Их ансамбль удачно выступил на районном конкурсе художественной самодеятельности, за что был премирован поездкой в город Азов. Он помнит эту поездку во всех подробностях. Это был один из первых выходов в люди. Помнит, как играли в музыкальном училище города Азова, как всем понравилось.
Вообще, всем своим успехам мой собеседник обязан своим родителям, Андрею Федоровичу и Анне Павловне, которые, несмотря на свою занятость в колхозе, строго следили за его процессом обучения в школе. Именно родители привили ему дисциплину и чувство ответственности за порученное дело.
Учебу в 5-м в классе Василий начал в Ряженской школе. От хутора до школы было четыре километра. Поначалу ходили пешком. Потом колхоз выделил трактор с крытым прицепом. Располагалась Ряженская школа в центре села, в доме помещика Шаронова. Школа была семилетней, работала в две смены.
С этого времени Василий начинает уделять особое внимание такому предмету, как физическая культура. Сначала этот предмет преподавал Галицкий Александр Петрович, затем Сукач Юрий Сергеевич. С другом Петром Сашурой Василий занимался легкой атлетикой. Юрий Сергеевич предложил им оказать шефскую помощь школе на Некрасовой Балке. После встречи с учителями, учениками они, шестиклассники, построили спортивную площадку для школы. В это время у Василия появилось желание играть на баяне. Ему купили баян «Ростов Дон». Он принялся заниматься с преподавателем музыки, Литвиненко Александром Ивановичем. И эти занятия были небезуспешными. Пригласили его на мероприятие в Некрасовобалковскую школу. Он играл вальсы, польки, популярные композиции тех лет. С того времени у него и зародились склонности к педагогической деятельности. Любовь к физкультуре, спорту побудила Василия к участию в различных районных соревнованиях по легкой атлетике. Дистанция на сто метров, прыжки в длину, высоту, метание гранаты – во всех этих дисциплинах Гаврюшенко Василий принимал участие, защищая честь Ряженской школы на районных соревнованиях. Успешно закончив восемь классов он, по желанию родителей, решает идти в девятый класс, чтобы получить среднее образование. Сдал документы в Матвеево - Курганскую школу №1. Только был зачислен, как через неделю Ряженская школа реорганизуется из восьмилетней в среднюю. Пришлось вернуться в родную школу. В ней и закончил десять классов. Выпускной класс был сорок один человек. Класс был очень дружный и, можно сказать, именитый на личности. Ему можно посвятить отдельную статью.
Еще обучаясь в школе, Василий наладил контакты с АЧИМСХ (Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства) в котором учился его дядя Николай. Учился на подкурсах, приходили задания, он их решал. Выбрал специализацию – инженер по механизации и электрофикации сельского хозяйства. Сдал документы, успешно сдал все экзамены, но не прошел по конкурсу. В те времена сельскохозяйственные институты страны были очень популярны, был всегда очень большой конкурс. 

Перед уходом осенью в армию Василий пошел работать на комбайновый завод. Через месяц его вызывает военкомат, ему предлагают окончить курсы водителей. Закончил таганрогскую автошколу. Успел еще месяц поработать в Неклиновской автоколонне.

С армией, считает мой собеседник, ему повезло. Служил в Закавказском военном округе в городе Тбилиси в автороте ВВС, которая обслуживала вылет военных самолетов истребителей-перехватчиков. Там к нему присмотрелись и доверили большую машину «Урал 375». Прошли маршем по всей Грузии. Гаврюшенко Василия назначают командиром отделения, присваивают звание младшего сержанта, через некоторое время он уже становится заместителем командира взвода автотранспортных машин, который занимался перевозкой личного состава летчиков на аэродром. Спустя год его избирают секретарем комсомольской организации роты. И на этом участке службы Гаврюшенко Василий проявил свои организаторские способности, успешно проводил все мероприятия, посещал другие воинские части, где проводились комсомольские собрания.

Сама обстановка в Грузии во время службы была стабильной, служили во взводах и ротах представители всех национальностей Советского Союза – киргизы, узбеки, армяне, - все жили дружно, не было никаких конфликтов. Местное население относилось к военным приветливо и дружелюбно. Особо уважали ростовских, даже приглашали в гости. Но военнослужащие исполняли воинский устав, нигде никуда не ходили, были в постоянной боевой готовности – они охраняли воздушное пространство между Грузией и Турцией. Проходили учения, выезжали в Ереван. Он видел легендарную гору Арарат, что на территории Турции, купался в холодном красивейшем озере Севан. Два года армейской службы прошли на одном дыхании. Ему предлагали остаться на сверхсрочной службе, предлагали перспективную работу. Он мог выбрать военную карьеру, но его манила степная Родина.

Приехал домой, отец ему говорит: «Давай определяться в колхоз». Так он сел за баранку автомобиля – возил парторга колхоза, Зинченко Виктора Павловича, иногда председателя. Это было время, когда колхоз «Мир» активно создавал инфраструктуру села Ряженое – строился мост через Миус, строился красавец Дом Культуры, а в последствие - школа, бассейн, амбулатория.

Но нашего героя привлекала профессия механика, в 1976 году он оканчивает Ростовский автотранспортный техникум, получает специальность механика по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. И вот как-то председатель колхоза, Шаповалов Иван Павлович, когда он его подвозил на обед, предложил ему: «Ты не хочешь поработать в школе?». Это было неожиданное предложение, он об этом как-то и не думал. Оказывается, директор Ряженской школы, Богданенко Анна Михайловна, обратилась к председателю, чтобы он подобрал ей такого человека, который мог бы работать в школе мастером производственного обучения по вождению автомобиля. Это было в 1973-м году. «У тебя есть перспектива, - коротко объяснил председатель. Так Василий Андреевич попал в Ряженскую школу. К этому времени он окончил автодорожный техникум. Вскоре школе понадобился учитель автодела. Конечно, решение окунуться в школьную педагогическую работу он принял не сразу, поначалу сомневался – работать инструктором по вождению одно, а проводить уроки, доводить знания до учащихся, организовывать детей – совсем другое. Анна Михайловна, видя его сомнения, предложила ему поехать в районный отдел народного образования. «Давай, пробуй», - сказал ему заведующий, Юров Иван Васильевич.

Он очень волновался перед своим первым уроком. Но ничего – все сладилось, срослось, предмет автодела сделался одним из популярных в школе. Когда группа учащихся разрослась, Василию Андреевичу пришлось заняться только проведением уроков автодела. Инструктором был приглашен Печерский Иван Иванович (мой дядя). Учащиеся школы получали водительские права с категорией «А» и «В», которые вступали в силу, когда им исполнялось восемнадцать лет.

Параллельно работе в школе, Василий Андреевич поступает в Ростовский педагогический институт на индустриально-педагогический факультет. Этот факультет широкопрофильный, он дает возможность выпускнику преподавать общетехнические дисциплины и труды. Сдавать вступительные экзамены ему помогали коллеги по работе, давали литературу по предметам - Волков Анатолий Николаевич и Сукач Юрий Сергеевич.

В 1985-м году Василий Андреевич успешно заканчивает институт. И вот в 1986-м году, в декабре, Богданенко Анна Михайловна изъявила желание покинуть должность директора школы. Встал вопрос, кто будет управлять школой. И вот в один из моментов Анна Михайловна вызывает его к себе и объявляет ему, что он рекомендован на должность директора. Для него это была большая неожиданность. Однозначного ответа он не дал, долго думал, колебался, советовался с семьей, с родителями.

В итоге его вызвали в райком партии, провели с ним беседу и утвердили на должность директора Ряженской средней школы. С января 1987 года Гаврюшенко Василий Андреевич и заступил на новую должность.

Конечно, работать после такого директора, как Анна Михайловна, было вдвойне тяжело, нужно было соответствовать этой ответственной должности.

Анна Михайловна никогда не шумела, не кричала, это был образец интеллигентности, образованности.

«Для меня каждый день моей работы поначалу был до того насыщенным, сложным, - говорит Василий Андреевич. – Я не знал, за что хвататься, что как делать. И, спасибо коллективу, меня приняли, поддержали». И, конечно же, поддержка Анны Михайловны, ее советы. Первый год был сложнейший, сумасшедший».

Что главное, Василий Андреевич ничего не ломал в школьном устройстве, он продолжал линию Анны Михайловны в управлении, поэтому и получил понимание и поддержку.

Конечно же, директор должен улучшать, пополнять материально-техническую базу школы. Очень помогал в те времена богатый колхоз «Мир». В свою очередь ученики помогали колхозу на уборке урожая различных культур, приобщаясь к крестьянскому труду.

В восьмидесятые годы новая Ряженская школа становилась объектом иностранного туризма. Ее посетило более пятидесяти делегаций из разных стран мира. Были туристы из США, Бразилии, Швеции, Кампучии. Посетил ее даже член Политбюро ЦК КПСС Егор Кузьмич Лигачев.

И в тяжелые девяностые, когда были нарушены связи, когда финансирование образования шло по остаточному принципу, он боролся за свою школу.

А в двухтысячные начали проводить компьютеризацию школы. И здесь Василий Андреевич старался, чтобы школа была укомплектована компьютерной техникой на все сто процентов. И этого он достиг.

«Дружный, сплоченный коллектив, залог успеха работы школы, - считает директор. – А еще преемственность. Такая продолжительность моей работы – это тоже заслуга коллектива, его поддержка. Все понимают, что мы делаем одно общее дело - мы воспитываем подрастающее поколение. Вообще я горжусь своими выпускниками, которые стали моими коллегами – Грунтовская Наталья Васильевна, Граненко Ирина Васильевна, Федорова Ольга Николаевна, Красуля Оксана Николаевна, Панченко Юлия Владимировна, Иващенко Татьяна Николаевна, Вахненко Людмила Васильевна. Да о многих своих коллегах можно много говорить только хорошие слова. Я благодарен Богданенко Татьяне Семеновне, сколько лет она была моим заместителем по учебной части. Это очень ответственный, добросовестный, трудолюбивый человек. А еще я бы отметил работу нынешнего моего заместителя по учебной части Сериковой Натальи Николаевны, Гордиенко Елены Николаевны, заместителя по воспитательной работе. В мае месяце прошлого года мы понесли невосполнимую потерю – умер наш Игорь Георгиевич Сукач, учитель ОБЖ, технологии. На нем держалось патриотическое воспитание молодежи нашей школы. Это действительно для всех нас была трагедия…

В общем, коллектив – это все. Мы тесно работаем с родителями, стараемся находить взаимопонимание. Я работаю по такому принципу, и с учителей также требую – нас не нужно бояться, нас должны понимать».

Директор – это не только психолог, педагог, он должен быть и хозяйственником. На мой вопрос, как завоевать авторитет, Василий Андреевич ответил, что он лично не может сказать, что он завоевал авторитет. Авторитет – это оценка коллектива, только он может дать эту оценку.

Василий Андреевич по-прежнему любит спорт, любит смотреть спортивные передачи и, конечно же, футбол. На чемпионате мира по футболу болел, кроме нашей сборной, за хорватов. Спорт – это стремление к победе, это достижения, и в работе он стремится к участию в различных мероприятиях, он горит тем, чтобы Ряженская школа была впереди, занимала почетные места, чтобы о ней говорили. Спорт дает ему толчок в работе. Он в свое время играл за футбольную команду колхоза «Мир», за волейбольную команду.

С 1973-го года Василий Андреевич живет в Матвеевом Кургане - купили дом, долго его обустраивали.

Свободное время он любит проводить с семьей. У Василия Андреевича две прекрасные дочки – Галина и Ольга. Дочь Галина пошла по отцовской линии – окончила Ростовский педагогический институт, факультет биологии, Ольга продолжила линию жены, Екатерины Петровны, окончила экономический институт. А еще у директора пятеро внуков - Кирилл, Маша, Даша, Настя, Арсений. Старший внук, Кирилл, связал свою жизнь с воинской службой, окончил Московское военное училище. У Василия Андреевича прекрасные отношение с зятьями – Перекопским Олегом Николаевичем и Шищенко Александром Евгеньевичем. В общем, дружная семья, поэтому, когда все собираются вместе за одним столом, для Василия Андреевича это настоящий праздник. Нет ничего приятнее простого общения в кругу близких людей. Это питает, защищает от невзгод, придает сил в работе.

В беседах с выпускниками Василий Андреевич всегда пытается донести, что для них наступает самый ответственный период жизни, как говорится, время сбора камней, то есть все то, что они накопили в школе, они должны показать во взрослой жизни. «Жизнь, не скажу что она легкая – встречаются разные преграды, разные трудности, - говорит директор своим ученикам. - Не отступайте от них, идите вперед. Иначе, если вы поднимете руки вверх, то будет вас одолевать лень, равнодушие. Будьте всегда добрыми при общении с людьми, нужно меньше вступать в споры, стараться избегать конфликтных, оскорбительных друг для друга ситуаций. Не забывайте своих родителей, школьных учителей».

Иван Печерский 

8 950 842 39 01

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

DSC 1156