^Вверх

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

2 мая свой 80-летний юбилей встречает учитель-эколог, Отличник просвещения России, педагог с неуемной энергией Елизавета Ивановна Удодова.

Накануне праздничной даты мы пообщались с именинницей и ее супругом Владимиром Владимировичем. Они работали вместе тридцать лет в Матвеево-Курганской школе №3. Не было сомнений в том, что беседа будет занимательной. Но то, что она оставит добрый, теплый и незабываемый след в памяти, даже и не предполагалось. После таких встреч долго пересказываешь знакомым самое значимое из беседы. Стараешься вспомнить поучительные моменты и оставить их в своей жизненной практике, ну или хотя бы привести в пример. Побывав мимолетным собеседником, ты словно в собственное портфолио вносишь красной строкой это событие и гордишься им. Немного завидуешь ученикам, радуешься за коллег и семью и хочешь рассказать всему миру про педагогов, о которых раньше говорили «От Бога!» или «Он гордо носит свое звание – Учитель!». Сегодня нам очень хочется организовать такую встречу и для читателя, но отдавая предпочтение имениннице. Так решил супруг. Участвуя в беседе, Владимир Владимирович помогал упорядочить воспоминания, все время направляя их на Елизавету Ивановну. В самом начале нашей беседы пришло решение назвать материал «Экология ученика на «6+» », но пообщавшись, стало ясно, что в ее жизни нет разграничений между рабочим и семейным пространством и благоприятная атмосфера должна быть во всем. Словно «чеховская красота», только под другим преломлением, где душа, тело и мысли существуют в целостности общества, а не индивида.

 

Она мечтала быть медиком, а точнее хирургом. Спасать людей как врачу Елизавете Ивановне не пришлось, потому что судьба определила ей педагогику и назначила врачевателем детских и человеческих душ. «Почему настолько возвышенно?» подумает сейчас не знающий эту женщину читатель. Конечно, призвание учителя - это быть наставником и вкладывать знания в ученика. Но кроме основного умения – быть настоящим педагогом, у Елизаветы Ивановны и по сей день имеется способность окружить не только ребенка, но и коллег, семью и знакомых особой заботой, позитивным настроем и добрым отношением. И с этим согласится каждый, кто получал у нее знания, работал в одном коллективе, общается и дружит сейчас. Такие люди умеют создать вокруг себя и близких особую атмосферу, которую мы так и обозначим в нашем повествовании «экологией». В это понятие мы вложим не только природную, но и душевную, благоприятно существующую оболочку. И это ничуть не меньшая от врачебной по значимости миссия, доставшаяся ей по воле судьбы, и на счастье многих. А вот почему оценка всего происходящего обозначена цифрой «6+», вы поймете после прочтения этой статьи.

- Елизавета Ивановна, сложно было двум педагогам и супругам совмещать работу и семейную жизнь, работая вместе? Можно ли вообще разграничить одно от другого?

- Мой муж был выше по должности. Я учитель, он директор и секретарь комсомола. И возможно сложность была только в этом. Будучи под особым вниманием у всего коллектива, как коллега и супруга директора, я не могла иметь привилегии или позволить себе какие-то поблажки. Скорее наоборот. В моменты распределения классного руководства, я не могла брать сильные классы, мне их директор просто не давал. У меня часто были дети из семей со сложной жизненной ситуацией. Это отражается на самочувствии ребенка. Как он может что-то учить или запоминать, когда дома есть нечего и родители пьющие? Был случай, что родители пропили даже дверь, и моя ученица согревала, обнимая своего маленького брата. Как потом с неё что-то спрашивать? Но по долгу службы ты должен в первую очередь вложить в него знания. Наш завуч Ольга Петровна Мазнева меня всегда ставила в пример.

Работать приятно, когда ты у мужа в подчинении, но и добавляют волнения ситуации, когда у него проблемы. Ты же переживаешь вместе с ним. Мы вместе проработали тридцать лет в одной школе. Было и сложно, и интересно. Помимо основной работы, вместе организовывали поездки, походы, экспедиции, экскурсии, интересные мероприятия. И конечно, многое не могло вместиться в рабочее время, поэтому педсоветы были дома и часто.

- Когда человек только мечтает стать учителем, он представляет все по-своему. Насколько потом мечты о будущем совпадают с реальность в практике?

- А я не мечтала именно об этой профессии. В жизни сложилось так, что просто не было выбора. У меня очень сложная биография и связанна она с тем, что отец был военным. Он закончил московскую военную академию имени Ленина и его трудовой путь был продолжен служебными распределениями. Только в первый класс я приходила три раза. Только начнешь обучение, а семья уже собирается переезжать. И невозможно сосчитать всех перемен, за время всех его передвижений по службе. Поэтому путь в профессию был не по выбору, а по сложившейся ситуации. Я поступала на Сахалине, именно там проходила на тот момент служба отца, и по близости был только пединститут. Потом родители были на Курилах, а я осталась. Окончив второй курс, перевелась в ростовский пединститут. Там мы с Владимиром и встретились, и вот уже вместе пятьдесят лет. Я хотела поступить в мединститут и быть хирургом, поэтому выбрала биофак. На биофаке я с удовольствием проводила все лабораторные работы, иногда представляя себя медиком. Всегда любила природу и поэтому нашла себя в этом направлении. Возможно, поэтому всю мою практику были походы с детьми. Муж всегда поддерживал в этом. Обязательно приедет и проверит, как дети проводят время, как обустроились, чем занят их досуг на природе. А у нас все замечательно – дети идут с удовольствием, родители доверяют. Я всегда говорила коллегам, что надо больше быть с учеником вне школы. Мы ежегодно возили детей в короткие путешествия. За одну поездку по пятьдесят человек могло быть. В таганрогском турбюро не было ни одной экскурсии, в которой бы мы не принимали участие.

- Были среди ваших путешествий те, которые для себя?

- Моя мама из здешних краев, по профессии медик, по комсомольскому призыву уехала на Байкал. Там она встретила отца и осталась. Так как моя Родина там, то я очень хотела там снова побывать. Это была удивительная поездка, спустя много лет, будучи уже замужем, я снова побывала на Родине. В Улан-Удэ меня встречал мой дядя, который моложе меня на 6 лет. У отца была большая семья, 10 детей, поэтому такая разница в возрасте. Мы побывали у него в гостях, купили билеты на Байкал.

- Среди коллег, кроме мужа были единомышленники?

- Конечно! Много путешествий и походов было организованно благодаря Евгению Юрьевичу Анохину, он работает заместителем директора по воспитательной части и сейчас. Многие учителя «той гвардии» - Вера Николаевна Полехина, Ольга Петровна Мазнева, Наталья Григорьевна Хиврич и многие другие. Это те, которые были легкими на подъем. Скажешь, что завтра едем, и тут же все подключаются. И новый год, и юбилеи в пути встречали. Эти моменты мы сейчас вспоминаем, когда встречаемся вместе.

- Осмелюсь предположить то, что неслучайно школа выбрала экологическое направление. Теперь я понимаю, кто предложил родной школе такой путь.

- Да, наша школа имела экологическое направление, и мы всегда дополнительно работали в этом профиле. Однажды Ольга Петровна мне показала газетную заметку про экологический конкурс «Река к реке». Он давал возможность победителю поехать бесплатно в Америку для обмена опытом. Конечно, желающих было много, но мы тоже решили попробовать. На тот момент я была уже три года на пенсии. Я не стала открывать озоновые дыры, а написала работу «Экология вокруг ученика». Какие должны быть нормы дома, в школе, в классе. И моя работа прошла. Ее помогли перевести на английский язык мои коллеги. Я даже не ожидала и была уверена, что не пройду. Но моя работа стала успешной среди остальных. Хиврич Наталья Григорьевна была уверена в победе, говорила что все любят тех, кто умеет говорить, а сильно заумные или зажатые не пройдут. Комиссию возглавляла американка Мери Шей и она спросила меня почему вы хотите показать свою работу. Я смогла обосновать. Поездки удостоилось всего 19 человек из России, а из Ростовской области двое. Были 11 часов перелета, 20 дней практики и весьма интересный опыт в жизни.

- Кроме полезных практик было что-то просто запоминающееся?

- Я могла там использовать пример для учеников «экология и жизнь» уже в момент перелета. Сверху видно уровень загрязнения воды. Это можно определить по цвету. Видны сверху шлейфы дыма за судами. Зеленые территории. Таким образом исследовательский опыт был получен уже на высоте.

Мне дали трех учеников. С нами были переводчицы. Дали задание сачком и сеточкой работать у реки. Один из учеников бросил их в реку. Я, понимая, что это американское оборудование, в одежде и в специально выданной бродной обуви, бросилась в воду и выловила сачок. Потом надела его на голову ученику и под сачком показала кулак, по-русски пояснила, что надо работать. Он меня понял, пояснил это своим соратникам и дети благополучно продолжили работу. Получился моментальный контакт и с иностранным учеником. Мы наловили много рыбы и результат был успешным. За этим со стороны наблюдала переводчик, и была удивлена моей методике.

Запомнились различные экскурсии вне практики. Так же необычным было для меня питание. В холодильнике только охлажденные напитки и полуфабрикаты. Отсутствие домашнего питания уже тогда сказывалось ни их внешнем виде. Но из положительных практик можно выделить чистоту вокруг себя. Чистые и ухоженные улицы, которые моют и пылесосят, озеленение и чистота везде. В то время у них уже занимались на уличных спортивных площадках. И хорошо, что хотя бы сейчас к нам тоже пришла такая возможность. В тех же школах нашего района установлены площадки для занятия спортом.

- Какими знаниями, приобретенными тогда, Вы могли поделиться и сейчас?

- Переработка мусора. Казалось бы, что можно в нем найти? А мы изучали и видели успешную практику. Они нам показали, как по-настоящему можно его утилизировать. Это богатейшая организация. Мусорная свалка похожа на офис. Все чисто и в прессованном виде распределено по видам. Для утилизации роется котлован, который застилается специальной пленкой, чтобы элементы разложения не уходили в землю. Все закрывается и весь дальнейший процесс идет под компьютерным наблюдением. Берут пробы на всех этапах. У завода «Пепси Кола» нам показали только окружающую его среду и пруды Ветланды, которые наполнены водой из этого завода. Они отлавливают живность, живущую в водоемах и возле, и изучают влияние экологии на них. Даже собирают в цистерны углекислый газ и продают для опыления фермерам. На мусоросжигающем заводе нам показали на примере пластиковых и стеклянных бутылок, что их надо разделять тоже сортировать. Один только пластик делится на семь фракций, и после сжигания этот материал еще и захоронят. Используя вторично пластиковые бутылки, мы растворяем в них ионы железа, а делать этого нельзя. Так же как и использовать канистры от машинного масла.

Если бы американцы сейчас увидели, как мы обращаемся с мусором, то нас бы просто не поняли. Как вообще так можно. Там воспитание в сортировке мусора идет еще с детского сада. У домов стоят контейнеры по назначениям. Мы к этому так и не пришли пока.

На практике можно было применить многие объясняющие игры. На обычном примере можно было объяснить распространение того же вируса. А это сейчас очень актуально. Мы потом разработали в нашей школе специальные карточки по этой теме и отдали в Районо. Но их, к сожалению, не использовали. Но по результатам той поездки нам подарили лабораторию, которую мы использовали для обучения в своей школе. Мы уходили с ночевкой к водоему и с помощью этой лаборатории занимались изучением окружающей среды. Чистили пруды, очищали территории около реки Миус, писали материалы в нашей школьной газете «Школьный перезвон».

- Что могли подчеркнуть иностранцы из вашей педагогической практики?

- Их очень интересовала наша система образования. У нас она в то время была классической, а у них основано на тестировании. Такая практика больше привлекает к самостоятельности, особенно в старших классах. Есть тема – иди в библиотеку и ищи ответы. Через неделю не сдашь, снова изучай вопрос. «Натаскивания» как у нас нет.

- Ваш супруг и директор поддерживал все идеи?

- Всегда. Он поддерживал любую инициативу и помогал во всем. Многие моменты создавались совместно с коллегами. Думаю, что мы свой след оставили в школе для будущих поколений. Школа долгое время плотно занималась экологическими вопросами. Мы держали связь с областным экологическим центром. Были постоянными участниками семинаров, выполняли задания. Прежде чем окончательно определиться, мы объехали несколько школ такой же направленности и изучали их работу. Потом была создана «Республика Эколог», она было официально зарегистрирована. Её создали по структуре пионерской организации. Была специальная символика: галстуки, пилотки, флаг. Созданы штабы. Выбирался президент. Причем выборы происходили по модели реальных выборов с дебатами, предвыборной агитацией и прочими обязательствами. Мы приучали детей к настоящим выборам. Брали урны в ТИКе, создавали комиссию, вручали бюллетени. И далее был сбор в спортивном зале, где мы объявляли итоги. Президент «Республики Эколог» становился участником всех школьных проектов и реализовывал собственные, предложенные в период агитации. Выбирали среди учеников 9-х классов, чтобы еще два года до окончания школы он мог продуктивно поработать. Среди президентов была однажды и наша внучка, но мы уже были на пенсии и это была только ее инициатива. Дети всегда принимали участие в экологических конкурсах и привозили победные места. Школьные теплицы работали для школы. Мы приучали детей к труду. Мы выращивали лук на перо, зелень для школьных обедов. Рассаду цветов раздавали в организации. На областных совещаниях директоров школы №2 И.В.Юрова и школы №3 В.В.Удодова приводили в пример, говоря о том, что теплиц больше нет ни у кого. Они есть в школе и сейчас. Хорошо был оборудован и класс. Мы принимали участие в различных конференциях, приглашали научных работников из Таганрогского пединститута. Даже принимали участие в написании одного из разделов книги, которую писала доцент пединститута. Мы занимали победные места в смотрах по экологическому воспитанию.

- Что среди всей череды этих событий Вам запомнилось как очень значимое?

- Случай такой был. Когда только начинали, мы решили установить контакт с автором одного учебного пособия с Суровегиной Ириной Трофимовной. Я и Ольга Петровна Мазнева отправились к ней на встречу в Москву. Мы на тот момент проводили обучение по ее книгам, и некоторые разделы просто требовали пояснений для нас. Ольга Петровна проходила курсы для завучей в Подмосковье, а я осталась в Москве. Ирина Трофимовна в ООН возглавляла комитет по экологии. Я ждала конец ее рабочего дня, и даже не ожидала, что примет. Так вышло, что три дня я жила у нее. Весь дом наполнен книгами. Даже представить трудно, то что мне придется общаться с учёной мирового уровня. Из этого визита успела подчеркнуть многое. Она даже заинтересовалась нашей практикой и согласилась приехать к нам в школу.

Мы определились с датой и с нетерпением ждали этой встречи. Дата прилета самолета выпала на снежный февраль. В тот день были сильные метели. В Москве разрешили вылет, а в Ростове посадку не давали. Такой связи как сейчас еще не было. Мы долго ожидали ее в Аэропрорту, пробовали дозвониться. К сожалению, Ирину Трофимовну не пустили и развернули обратно. Когда мы смогли с ней связаться, она возвращалась домой. Она просила прощения, сожалела о несостоявшейся встрече, но еще раз приезжать уже не планировала. На тот момент ей было за 70 лет, и в таком возрасте совершать такие перелеты было сложно. Досадно было очень. Мы переночевали у знакомых, и на следующий день с разочарованием вернулись домой. Коллеги нас ждали с почетной гостьей, но встреча не состоялась. Еще больше возмутились этому факту вышестоящие власти, и на областном уровне тоже. Ведь никто не предполагал, что ученый такой величины направляется в Матвеев Курган, минуя все областные инстанции. Возможно, зная об этом, и не вышло такого поворота. Ну, кто знает.

- Если вернуться к экологии ребенка. Насколько значительно во всем этом кроме всяческих правил, именно самочувствие, душевное состояние?

- Это главная составляющая и не обязательно в экологии, а вообще в жизни. Я надеюсь, что этим советом воспользуются и нынешнее поколение учителей. Любой предмет будет легко изучаем и любим, если любят учителя. Если учитель нашел подход. Я его находила. Метод очень прост. Я никогда «не ловила» ученика на незнании предмета. В начале урока я снова в доступной форме все объясняла и давала возможность каждому освежить все в памяти. У меня для тех, кто хорошо учился, были своего рода льготы. Я ставила в дневник оценку «6+». И эти оценки были ученику только на пользу. Среди них есть, те, кто продолжил свою профессиональную жизнь в этой сфере. Значит, такая оценка была ненапрасной. Есть, те кто выбрал для себя другой, не менее достойный путь. И я очень хочу, чтобы каждый и сейчас в своей жизни получил такую оценку.

- Директор школы знал о такой методике?

- Да. У него всегда все под контролем. Хотя, я иногда считала, что в некоторых моментах он мог быть и строже.

- Были из Вашей практики еще моменты, которые поражали или удивляли Владимира Владимировича?

- Он во время уроков проходил по коридорам школы и прислушивался к каждому классу. Его всегда удивляла тишина на моих уроках. А секрет в том, что я все объяснила, повторила а потом по этой теме находила интересную историю. И эти минуты, казалось бы отдыха для мозга, они с нетерпением ждут смирно. Но история все равно будет по теме и освоится предмет еще лучше. Вот только в последнее время современных ребят, сложно увлечь такими историями. Это отслеживалось уже в последние годы. Дети спешат после всех объяснений скорее освободить сознание на гаджеты и свои интересы в телефоне и интернете.

Владимир Владимрович в завершении беседы еще раз подчеркнул, что вроде бы изначально Елизавете Ивановне судьба преподнесла не ту профессию. Но в последствии она стала любимой и интересной. А мне со стороны стало понятно, что своим участием и поддержкой, супруг помог супруге найти себя в этой сфере и добиться таких высот. Ее труд неоднократно был отмечен на областном уровне дипломами и почетными грамотами. В 1995 году было удостоена звания лауреата премии Госкомприроды Ростовской области, была лауреатом премии Гран-при Губернатора области. Наверняка было очень много грамот и дипломов других уровней, о которых Елизавета Ивановна просто скромно умалчивает, главной наградой считая для себя благодарные глаза учеников и их родителей.

Чаще всего такие встречи получаются благодаря подсказке наших читателей. И каждый раз я благодарю их за то, что направили, помогли встретиться с удивительным человеком, и дали возможность пообщаться с легендарной личностью. Крепкого вам здоровья, уважаемая Елизавета Ивановна, чистой экологии в душе с оценкой «6+»!

Выделить фразу «Любой предмет будет легко изучаем и любим, если любят учителя. Если учитель нашел подход».

IMG 3901