^Вверх

Эту дивную пору нашего жизненного развития   память каждого из нас почему­то порой незаслуженно обходит стороной. Мы помним имя первой учительницы в начальной школе, имя классных руководителей, а вот тех, кто нас пестовал в более раннем возрасте, кто нас готовил к самой школе, мы вспоминаем реже, хотя вклад воспитателя детского сада в наше личностное становление отнюдь не меньше. Они принимают нас недотепами, которые едва могут говорить, а порой,   ходить, для которых кроме мамы и папы ничего в этом мире не существует, и делают за столь короткий срок из нас личности, уже готовыми к школе для новых свершений. Гавани нашего детства, островки любви – детские сады. Временная отдаленность тех младых лет, когда мы были совсем другими, не солидными и не деловыми, когда мы только­только пускались в познание окружающего мира, и покрывает то время туманом забвения.

Липовая Екатерина Григорьевна вот уже как тридцать два года заведует таким вот островком, пытается со своей дружной командой сделать мир жителей этого островка насыщенным, самоценным, а главное ­ добродеятельным.

Детский сад №24 «Золушка» расположен в центре села Ряженое. Двухэтажный корпус детского сада стоит рядом с тем местом, где когда­то располагалось здание старой Ряженской школы. В 1988 году постройка нового детского сада для села было знаменательным событием. Еще бы – ютились раньше на отшибе, на бугру, в небольшом здании. Я помню его, так как был его обитателем целых четыре года – с трех почти до семи лет.

Я смотрю на просторный музыкальный зал, где проводятся утренники. Все стильно, обдуманно, на главной стене красочное изображение, конечно же, сказочной Золушки, сбоку новехонький экран.

«У нас есть свой герб, есть свой гимн. Его написала наш музыкальный руководитель, Дмитриева Оксана Павловна – и стихи и музыку, ­ объясняет на ходу Екатерина Григорьевна.

Идем по классам, в которых занимаются группы – младшая, средняя, средне­старшая, старшая подготовительная. Каждая комната оформленна по­своему. Уютно, комфортно, по своей возрастной логике. Но одновременно и ярко, образно.

­Когда открылся детский сад, ­ рассказывает заведующий, ­ то он был рассчитан на шесть групп. В тяжелые девяностые осталась всего одна группа. Это было время на грани закрытия, но мы выстояли, и постепенно, потихоньку набирали детей – набирали. Сейчас у нас четыре группы – младшая, средняя, средне­старшая, старшая подготовительная ­ восемьдесят шесть детишек. Конечно, хочу сказать, что без поддержки администрации района, без внимания со стороны главы Рудковского Александра Анатольевича, который, как говорится, держит руку на пульсе всех наших проблем, мы бы так не жили. Здесь и ремонт, и оснащение, и покрытие расходов на питание детей. Нужно понимать, что на сегодняшний день половину   суммы на питание ребенка покрывает бюджет района. Родители платят за питание в день сорок пять рублей. Разве можно на эту сумму накормить ребенка?

Заглянули мы и в известную историческую комнату с самоваром, печкой, прялкой, коромыслом, ухватом, ­ всем этим колоритом вековой давности. Приобщение к истокам русской культуры и традициям у детей происходит именно в этой комнате.

Поразил меня просторный логопедический класс Шушковой Галины Николаевны, учителя­логопеда. О ее деятельности Екатерина Григорьевна рассказывает с нескрываемым интересом и восторгом. Она показывает все наглядные пособия Галины Николаевны, все приспособления, которые призваны «работать», создавать комфортную среду у подопечных. Вообще слово «комфорт» – это ключевое слово жизнедеятельности детского сада «Золушка». Детям в такой обстановке действительно должно быть комфортно. «Она все это делает сама, рисует сама, как вы видите, у Галины Николаевны очень много наглядных пособий. Этот кабинет она полностью сама оснастила», ­ поясняет заведующий. Действительно, все выглядит креативно, образно, красиво. Детей это должно заинтересовать, пробудить в них познавательный интерес. «У меня все педагоги уникальные, настолько творческий коллектив», ­ признается Екатерина Григорьевна. Эта уникальность вылилась в победах на муниципальных конкурсах «Учитель года Дона» в 2010­м, 2012­м, 2014­м, 2016­м годах и участие на областных конкурсах.

Спускаемся со второго этажа по лестнице. И здесь, на лестничном марше, я вижу на стене рисунки, фотографии достопримечательностей села. Меня привлекла черно­белая фотография 1958­го года. «Это самое старое фото коллектива детского сада, – поясняет Екатерина Григорьевна, ­ Я на работу устроилась в детский сад «Колосок» ­ тогда он так назывался».

Я был одним из зернышек в этом колоске. Это было в туманно­далекие семидесятые. Садик располагался на склоне; помню карусель­вертушку, помню парное молоко на полдник. Ныне на месте садика располагается частное подворье.

Конечно, нельзя не вспомнить заведующих детским садом «Колосок» Шаповалову Марию Антоновну, Ускову Валентину Васильевну.

В 1979 году, по окончанию школы родители, Вера Васильевна и Григорий Васильевич, отвезли нашу героиню в Ростов­на­Дону для прохождения учебы на подкурсах для дальнейшего поступления на факультет иностранных языков. Родители уехали, а она, молча, никому ничего не говоря, забирает документы, едет в педагогическое училище и сдает свои документы на факультет дошкольного воспитания. Она поняла, что ее путь – воспитание дошколят. Родители, конечно, были удивлены ее выбором.

В 1981­м году, после окончания училища, Журенко Екатерина пришла в колхоз «Мир» с направлением от отдела образования. Тогда заведующим детским садом «Колосок» была Новак Евдокия Ивановна. Окунулась в работу, вскорости вышла замуж за Липового Алексея, который работал в колхозе шофером. Им дали квартиру, в 1981 году родилась дочь Лариса. Через год вышла на работу. До 1986 года работала воспитателем. В садике было три группы. Здание небольшое, для всех групп одна комната, в ней ставили раскладушки для сна, в этой же группе дети играли, питались. Работала Екатерина Григорьевна со средней группой.

В 1986 году она была назначена заведующим детским садом. Когда открывался детский сад «Золушка», Екатерина Григорьевна находилась в декретном отпуске. В этот год, в январе, у нее родился сын Игорь. Вышла на работу через год. И потекли годы, потекли – в заботах о доверенном корабле под названием «детство». Екатерина Григорьевна – почетный работник общего образования РФ, имеет благодарственное письмо Губернатора Ростовской области, многочисленные грамоты, памятные знаки различного уровня.

Но она, конечно же, говорит больше не о себе:

­ У нас коллектив настолько творческий, устремленный на работу. Нас двадцать пять человек, из них девять человек – педагоги, шесть воспитателей, три человека – узких специалиста, это музыкальный руководитель, учитель­логопед и педагог­психолог. На сегодняшний день из педагогов все имеют высшее образование, все имеют категории – четыре высшую, пять – первую.

В районных конкурсах «Учитель года Дона» мы участвуем регулярно. Есть и результаты. В 2010 году Тищенко Марина Викторовна стала лауреатом, в 2012 году Деменко Ирина Михайловна заняла первое место, ездила на областной тур, в 2014 году Шушкова Галина Николаевна заняла первое место, и в 2016 году Дмитриева Оксана Павловна, музыкальный руководитель, была первой на муниципальном конкурсе, также ездила на область. Шушкова Галина Николаевна участвовала в конкурсе «Лучший педагогический работник Ростовской области». Получила губернаторскую премию. Еще наш учитель­логопед печатается в профессиональных журналах. Темы разрабатываются на основе профессиональной деятельности. Почти все наши воспитатели активные участники учительских сайтов. Настолько творческий коллектив, очень работоспособный, люди у нас неординарные, постоянно стремятся к чему­то новому. Соответственно и дети участвуют в различных конкурсах, и не только сами, а с родителями. Когда ребенок с родителем делает ту же самую поделку – это такой труд, который сближает. Спасибо родителям, они вникают в процесс воспитания своих чад, поддерживают их творческие начинания.

Кадры действительно решают все, считает Екатерина Григорьевна. При этом она никогда не дистанцируется от своих сотрудников по принципу: руководитель – подчиненный, считает, что они единая команда, а значит, целый организм. «Если коллектив сильный, то можно добиться любых высот, ­ уверена Екатерина Григорьевна. Сплоченность, единство коллектива проявляется во многом. Все мероприятия отмечаются вместе. Появилась традиция – тур выходного дня. Выезжали в Адыгею, в Архыз. Кроме этого еще коллективное посещение театров.  

­ Хочу сказать, что случайных людей у нас не бывает. Главный критерий нашей работы – это любовь к детям, ­ продолжает Екатерина Григорьевна. ­ Это самое важно качество наших сотрудников.   Все профессиональные навыки приходят в процессе работы, но если нет любви к детям, то человек долго у нас не проработает.

Еще мы говорили о принципах воспитания. Обычно, один воспитатель работает со своей возрастной группой. На каждую возрастную группу – свой воспитатель. Но эффективно, по мнению Екатерины Григорьевны, такое воспитание, когда воспитатель берет группу с самого раннего возраста и ведет ее до подготовительной. Тогда воспитатель может видеть результат своего труда в развитии.

Каждая группа детского сада «Золушка» имеет свое поэтическое название. Группа раннего возраста «Лебедушка», среднего «Капитошки», средне­старшего «Ромашки», старшая подготовительная «Радуга».

Очень тесно работает детский сад «Золушка» с Ряженской школой, окна которых смотрят друг на друга вот уже более тридцати лет.

Конечно, основной вид деятельности – это игра. Мир познается через нее. Детский сад работает по программе «Детство».

В детском саду всем детям даются равные стартовые возможности. Уже в школе они развивают свои способности сообразно своим индивидуальным качествам.

А еще, конечно, важная особенность детского сада «Золушка» ­ это уют. Это отмечают даже приезжие родители из Таганрога. Это, прежде всего, не только уют внешний, это уют душевный.

­ Родители доверяют нам самое ценное ­ жизнь своих детей. Поэтому воспитателям нужно это осознавать, от этого осознания они должны отталкиваться в своей деятельности, ­ уверена Екатерина Григорьевна.

В обществе бытует немного упрощенное мнение о деятельности воспитателя – следи за ребенком и все. Помимо обширной образовательной деятельности, ребенка нужно научить с раннего возраста, как правильно застегивать пуговицы, как правильно держать ложку, прививать культурно­гигиенические навыки.

Взаимодействие с начальной школой – важная часть работы воспитателей детского сада. Важно понимать, что нужно работать над вопросом преемственности между начальной школой и детским садом. И эта работа в «Золушке» налажена. В конце мая в детском саду проходит традиционный выпускной утренник, на котором дети старшей подготовительной группы показывают то, чему их научили. Учителя начальных классов приходят на эти утренники, смотрят на своих будущих учеников, оценивают их.

Формирование характера ребенка, как считают психологи, закладывается от двух­трех лет до девяти­десяти. Именно в детском саду на плечи воспитателей ложится ответственность – лелеять, взращивать ребенка в эти важные для него годы. Создание комфортной, уютной среды – это основа деятельности детского сада «Золушка». На все это направлен весь творческий, нравственный потенциал коллектива.

Поднятие на должный уровень нравственного и патриотического воспитания нужно начинать с детского сада, считает Екатерина Григорьевна. Семейные традиции, символика России, области, района – все эти познания нужно прививать с детских лет.

­ Чем раньше ребенка родители приводят в детский сад, тем он более будет адаптирован в социуме. Дети, которые приходят в школу из детского сада и составляют костяк класса. Уже в детском саду они создают свои микро коллективы, ­ рассказывает Екатерина Григорьевна.

Еще одна важная составляющая уклада жизни детского сада, по мнению Екатерины Григорьевны, это режим. Он позволяет дню, проведенному детьми в детском саду, быть сбалансированным, максимально полезным для развития. В каждой группе, не­ зависимо от времени года, проводятся два занятия в день, в старшей подготовительной ­   три. В летний период – игровая деятельность. В структуру занятия входит и развитие речи, и математика, и лепка, и конструирование, и рисование красками, и аппликация. А еще физкультурные и музыкальные упражнения. Если в группе раннего возраста занятие длится около десяти минут, то к более старшему возрасту занятие увеличивается до двадцати минут. Воспитатели тщательно готовятся к занятиям.

Еще важным моментом учебной деятельности – приучение к чтению. В связи с этим проходила акция «Родители читают детям».

В гимне детского сада «Золушка» есть такие слова:

Каждый день частичку сердца

Дарим детям от души!

И с улыбкой к нам приходят

В детский садик малыши.

Эти слова как нельзя лучше отражают общий настрой, по которому живут в детском саду «Золушка», настрой на любовь, добро, на творчество. А чего еще можно желать для наших детей.

Иван ПЕЧЕРСКИЙ

3213213210