Старинных книг забытые страницы

Старинных книг забытые страницы

В ноябре 2009 года, на заседании Издательского совета Русской православной церкви было предложено учредить праздник — День православной книги — и отмечать его 14 марта. Эта дата выбрана не случайно, именно в этот день 1564 года,  на Руси увидела свет первая печатная книга, под названием «Апостол». Иван Фёдоров и его помощник  Пётр Мстиславец работали над ней целый год. Это был большой том церковного содержания. Шрифт этой книги воспроизводил рукописное письмо. Первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полгода Фёдоров и Мстиславец издали сборник молитв «Часовник», по этой книге учили детей чтению. Печатание книг вызвало недовольство среди священников, они считали недопустимым воспроизведение священных текстов с помощью печатного станка, недовольство выразили и монахи- переписчики, ведь их труд становился невыгоден — печатный станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле. 

В 2024 году в фонды музея приняты две книги церковного содержания, одна из них передана Куличёвой Еленой Алексеевной. Это книга:«Библия или книги Священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами», издана в 1900 году, в городе Санкт-Петербурге.

Вторая книга, переданная Столбовской Ольгой Иваноной — редкий экземпляр старинной книги Псалтырь.  При  консультации с научными сотрудниками Ростовского областного краеведческого музея  мы выяснили, что предположительно: «Книга  издана в городе Яссы,  в старообрядческой типографии после 1793 года. Она рассказывает о том, как жил Соломон. Напечатана по Указу Потёмкина. Вещь редкая. 18 век. Книга обладает уникальными особенностями: переплёт выполнен из дерева и кожи, в таких экземплярах имелись металлические замочки, которые, к сожалению, с течением времени утрачены». 

Книга требует дальнейшего изучения и экспертизы. Вместе с книгой Ольга Ивановна поделилась и историей её появления в семье: «Моя бабушка   Прасковья Сергеевна Загорская (в девичестве Попова) родилась в 1893 году   в селе Троицком Воронежской области.  В два месяца осталась сиротой,  мать не пережила родильной горячки. Её воспитывала бездетная тётка Ульяна, сестра отца, в строгости  и молитвах, так как была очень набожной, ходила в паломничества по знаменитым монастырям. Бабушка рассказывала, как они пешком шли в Киево-Печерскую Лаврувместе с «каликами перехожими», то есть собирались больные  люди, инвалиды (калеки) те, кто мог передвигаться, те, кто  хотел что-то просить у Бога,  и  шли  большой кампанией в паломничество, по пути  останавливаясь   на ночь  на церковных дворах  в селах, а также в монастырях. Бабушке было 9 лет, это были самые яркие впечатления её детства. 

В  1912 году Прасковья Сергеевна вышла замуж за такого же сироту,  Поликарпа Емельяновича Загорского. Молодая семья стала жить в  доме тётки Ульяны, жили дружно, в 1913 году родилась старшая  дочь Вера. В 1914 году деда Поликарпа мобилизовали на Первую мировую  войну, он  воевал под Ригой,  вернулся домой только в 1918, и практически сразу же был мобилизован в Красную Армию.  Уже после его ухода родился  сын Иван. По воспоминаниям бабушки, время было очень трудным, голодным.  

Уже после Гражданской войны пошли дети, Алексей, Мария,  Екатерина, Евдокия, Анастасия, моя мама Александра и самая младшая Валентина, родившаяся в 1937 году. В семье  родилось 9 детей. 

Во время страшного голода в 1933 умерла  Мария, ела на поле зимой мерзлую гнилую картошку, оставшуюся  после сбора  урожая. Не пережила голод и тётка Ульяна. 

Когда голод стал совсем невыносим, весной 1934 семья покинула  родной дом и отправилась на юг, в тёплые края.  Бабушка рассказывала, что по пути на станцию они видели умерших, вокруг которых вся молодая весенняя  травка была  оборвана, куда только смог дотянуться человек  перед смертью, пытаясь спастись  и съесть хоть что-то.  

Около полугода семья скиталась, пока они не приехали на Тихорецкую.  Здесь  был сборный пункт, откуда беженцев разбирали председатели только что организовавшихся колхозов.  

Загорские    переехали в село Михайловку Целинского района будущей  Ростовской области. К этому времени Вера уехала на заработки  в Тулу, там вышла замуж.  Иван и Алексей поступили учиться в техникум — «Училище механизации сельского хозяйства № 2»  в Азове.  Младшие сёстры жили с родителями. 

В 1938 году мобилизовали в армию Ивана, он служил на границе  на Дальнем Востоке, демобилизовался только в 1946 году. 

Алексея   мобилизовали весной 1941 года.  Он успел прислать только одно письмо – написал, что едет служить под Брест-Литовский. Больше о нём никто ничего не знает. 

Мужа  Веры Никиту мобилизовали в июле 1941 года.  Он так и не увидел своего сына Виктора, родившегося в августе 1941 года. Погиб Никита в 1943 году под Ленинградом. Вера после освобождения области от фашистов   приехала с сыном в Михайловку. 

    Дедушку Поликарпа мобилизовали в ТрудАрмию и отправили на Урал, в Нижний Тагил, он работал там извозчиком на подвозе руды,  ухаживал   за лошадями. Дед практически не писал домой, даже когда появилась возможность после освобождения Ростовской области. Он завел там   другую   женщину, хотя и знал, как трудно было жить   его семье, где младшим   детям не было и 10 лет. 

Семья голодала, мама рассказывала, как во время оккупации, когда ей было   9 лет,   её нанимали богатые соседи караулить поле проса от воробьёв  за четвертинку лепёшки размером с тарелку. Это была её еда на весь день.  Девочки были вынуждены   бросить учёбу и идти работать на ферму в колхоз.  Учились только младшие – Александра и Валентина.  Только когда Поликарп заболел (рак   желудка), он вынужден был приехать домой к семье, так как его новая женщина за ним ухаживать отказалась.  Бабушка уже знала о его измене, потому что он в Нижнем Тагиле трудился вместе с другими односельчанами, которые писали своим семьям, и такие вести дошли и до Прасковьи. Она пустила домой мужа, ухаживала за ним,  но так и не простила. 

Полгода дедушка умирал на глазах семьи, ютившейся в бывшем птичнике — полуземлянке,переделанном под жильё, где была одна большая длинная комната с земляным полом,  печь посредине,  два окна по бокам от двери, и полати вместо кроватей. Крыша опиралась практически  на землю и вкопанные столбы, стена была только одна  — выкопанное углубление  с окнами и дверьювпереди жилища. В этих условиях жили 10 человек.  Своего дома в Михайловке они так и не построили, это жильё им дал колхоз. 

После смерти дедушки Поликарпа тётя Вера завербовалась на работу в город Шахты, там она работала на угольно-обогатительном комбинате, получила сначала комнату в общежитии. 

Иван демобилизовался и сразу женился, молодые уехали жить в Сальск, а потом в Ростов-на-Дону.

Вышла замуж в 17 лет Евдокия, уехала с мужем  Борисом  в Шахты, им помогла устроиться Вера, а позже они переехали на родину Бориса – в село Герасимовку под Таганрогом. 

Екатерина и Анастасия уехали жить в Ростов-на-Дону, устроились на стекольный завод, вместе снимали квартиру. 

Закончила 7 классов моя мама Александра, уехала учиться в Азовскую школу садоводов. 

И тётя Вера забрала мать и младшую сестру Валентину в Шахты. К этому времени она записалась на постройку Горьковским методом своего   жилья.  То есть люди отработали смену в шахту или на комбинате и шли   трудиться 3-4 часа на стройке своего дома — стройматериалы давала шахта или комбинат. Так тётя Вера получилаквартиру в доме на 4-х хозяев с небольшим участком земли для каждого (там была спальня, большой зал, кухня и длинный  коридор). 

Позже Валентина уехала к сестрам в Ростов-на-Дону, а бабушка Прасковья Сергеевна и её старшая дочь Вера Поликарповна,  так и прожили в Шахтах  до конца своих дней.

Бабушка уже была на пенсии, вела хозяйство, ходила в церковь на службы.  И ещё она  помогала своим прихожанам, а позже и всем соседям, о беде которых узнавала.  Тогда, в 60-х и позже, не было никаких социальных служб, а больные, парализованные, лежачие больные, вынуждены были оставаться без присмотра. И Прасковья Сергеевна помогала бесплатно этим людям. Приходила днём, когда родственники были на работе и не могли ухаживать за лежачим членом семьи, кормила, переворачивала, читала  молитвы.  Даже когда она стала   совсем   старенькой, не могла помогать физически, она всё равноприходила и читала молитвы, беседовала с больными, чтобы они не чувствовали себя одинокими. 

Когда тётя Вера  тоже пошла на пенсию, она так же, как и бабушка, помогала больным. 

Когда в 2011 году мы с мамой  и  тётей Валей   приехали на кладбище в Шахты поухаживать за могилами бабушки и тёти Веры, мы обнаружили могилки в полном порядке, столбики ограды покрашенными, и даже посажены были цветы.Недалеко на своих могилках работала какая-то женщина. Увидев  нас, она подошла, узнала, кто мы, и стала благодарить, рассказала, как тётя Вера и бабушка помогли  её семье в уходе за их отцом.  Приятно, что память о добрых делах живёт,  даже если  этого  человека  уже нет с нами, что благодарность дольше человеческой жизни.

Один из этих больных, которому бабушка облегчала последние дни жизни,  завещал  моей бабушке эту книгу.  После её  смерти 11 апреля 1978 года книга перешла к тёте Вере, потом к тёте  Кате,  и так переходила от одной сестры к другой, пока не попала  ко мне. 

Уже нет в живых моих старших родственников, и книга   является как бы   памятью о бабушке. Но с другой стороны, я понимаю её  ценность  и   то, что нужны особые условия, чтобы сохранить уникальное издание,  которые я не смогу обеспечить в полной мере.  Поэтому   я  приняла решение передать книгу в музей. Продавать этупамять, полученную бабушкой за её бескорыстную помощь людям, мне  представляется неправильным»…

Приглашаем жителей и гостей посёлка посетить выставку православной литературы, демонстрирующуюся в МУ «Районный краеведческий музей».

Главный хранитель фондов

Л.Б. Дудник



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©