Губернатор Василий Голубев присвоил почетное звание «Трудовая династия Дона» педагогической династии Демяник из Матвеево – Курганского района.
Демяник Нина Семеновна, Олег Валерьевич, Елена Анатольевна и Матвиенко Ирина Олеговна в совокупности преподают уже 112 лет. Это педагоги, воспитавшие не одно поколение талантливых учеников и выступившие в роли наставников для молодых учителей. Вторая дочь Олега Валерьевича и Елены Анатольевны, Марина Олеговна – студентка Таганрогского института имени А.П.Чехова.
Сколько есть в мире профессий – столько и династий. Династии учителей – это особая тема для обсуждения. Это непросто выбор специальностей, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Учительские династии – гордость не только семьи, но и нашей большой страны. Учительство – это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько же терпения, такта, а порой и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию. Когда я узнала, что в школах нашего района работали и работают династии педагогов, посвятивших свою жизнь воспитанию и образованию, то сами собой возникли вопросы: «Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная о всех сложностях работы? Что движет людьми при выборе: особый дар учить, интерес, стремление к самореализации, генетическая предрасположенность, советы старших или что-то другое?». С этими вопросами мы обратилась к представителю учительской династии Демяник Олегу Валерьевичу.
Наша учительская династия берет свои истоки в далекие послевоенные годы, насчитывает четыре поколения, общий педагогический стаж около 200 лет. Родоначальникам ее является Демяник Борис Леонидович, мой дед. Он был участником второй мировой войны. Годы его работы были самыми трудными, ведь они пали на послевоенное время.
Педагогическая деятельность Бориса Леонидовича началась в в местной маленькой школе в с. Рясное, куда он приехал с Кубани. Дедушка был первым директор, тогда еще маленькой школы, которая находилась в сельском домике. Потом построили большую школу, но так как у него не было высшего педагогического образования, а были только курсы, он уже не мог быть директором, но он продолжал работать, вел различные кружки.
Интеллигентный, мудрый, энергичный, полный идей, особо заботился о детях, педагогах, делал все, чтобы обучение детей велось качественно. Вообще наша родословная очень интересная, один из моих предков учился в одном классе с А.П.Чеховым.
У дедушки с бабушкой было два сына- Юрий и мой отец- Валерий, вот любовь к своей профессии, профессии педагога Борис Леонидович и передал одному из сыновей. Юрий Борисович стал учителем, и его жена Валентина Ивановна тоже была учитель. Их сын, Алексей Демяник – офицер, погиб при исполнении воинского долга в Афганистане, в честь него названа наша школа. Их дочь, тоже долгое время работала в специализированной школе для глухих детей в г. Ростов- на- Дону. Мой папа не пошел по стопам отца, но мама Нина Семеновна тоже учитель. Дядя, тетя и мама работали все в нашей школе.
Демяник Валентина Ивановна
Моя мама, Демяник Нина Семеновна, — учитель математики МБОУ Комбайновской оош. Закончила Азовское педучилище, потом Таганрогский пединститут. Была завучем, с 1998 по 2009 год была директором школы, в 2018 году ушла на заслуженный отдых. Она человек значимый не только в учительском сообществе. Учитель высшей категории, Отличник просвещения, это далеко не весь перечень заслуженных наград учителя. Через ее добрые и заботливые руки за годы работы в школе прошло не одно поколение детей! Нина Семеновна — педагог и человек с большой буквы, чей труд – истинное творчество. «Уроками жизни, доброты, поиска, радости, открытия» называли выпускники уроки своего учителя.
Быть учителем – это была ее судьба. Нина Семеновна– человек ответственный и требовательный , в первую очередь, к себе. Страстно увлеченная своим предметом, она передавала любовь к нему и своим ученикам. У талантливого учителя талантливы и ученики. Многие ее школьники были призерами различных олимпиад.
Я, Демяник Олег Валерьевич ,– третий представитель династии. И хотя каждый человек волен в выборе своей профессии, в моем случае огромную роль сыграл пример близких людей, и я совсем не жалею об этом! Школа – это моя жизнь. Но скажу так, с детства я мечтал стать военным и даже поступал в военное училище, но через некоторое время понял, что это не мое и ушел. Я закончил Азовский индустриально-педагогический техникум, потом поступил заочно в Таганрогский педагогический институт имени А.П.Чехова. Пришел работать в школу в 1993 году, с 2009 года был три года директор, но потом ушел и продолжаю работать учителем физики и информатики. Я учитель высшей квалификационной категории, имею Почетные грамоты и Благодарности за добросовестную работу, самая высокая от Министерства образования России. Педагог , безусловно, должен обладать высокой гражданской ответственностью и социальной активностью и на личном примере воспитывать эти качества в детях. Я осознаю , что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должен не только научить детей премудростям своего предмета, но и сформировать личность ученика, расширить круг его интересов и возможностей. Поэтому я придерживаюсь системно – деятельного подхода в обучении, который позволяет формировать у учащихся личностные, метапредметные и предметные учебные действия. Кроме того, в основе стандарта лежит именно системно – деятельный подход, а ученики — главные действующие герои, чья деятельность должна быть осмыслена и значима.На таком уроке работают все , и все получают оценку своей деятельности. Реализовать на уроке системно – деятельный подход мне помогают такие технологии , как технология личностного ориентированного обучения, разноуровневого, проблемно – диалогового, проектного, деятельностного и технология критического мышления. Содержательной стороной урока являются следующие компоненты : коммуникативный, психолого – педагогический, методический. При моделировании учитываю и речевую доминанту, и языковую, и дидактическую, и методическую, и структурную, и, конечно же, воспитательно –образовательную, включающую в себя социокультурный и междисциплинарный аспекты. Я горжусь своими учениками. Они все интересны и самодостаточны. Учитель – это больше, чем просто работа.
Моя жена, Елена Анатольевна тоже работает учителем, учитель технологии. И если в вашем доме вечером педсовет и все разговоры только о школе , если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит, — это учительская династия, явление драгоценное и необъяснимое… У меня две дочери, которые продолжили нашу педагогическую династию.
Для меня работать учителем – это не только передавать ученикам знания, но и вдохновлять детей, развивать их потенциал, и помогать становиться лучше. Каждый день я вижу, как мое участие в их образовании имеет значение и оказывает влияние на их жизненный путь, и это приносит мне радость и счастье, а мой источник педагогического вдохновения – наша династия.
–Олег Валерьевич, ну теперь давайте поговорим о Вашей работе. Что Вам нравится в Вашей профессии больше всего?
— Я люблю прежде всего детей, ради которых я стараюсь найти интересные задания. Я стараюсь сделать всё, чтобы мои ученики были дружны между собой и хорошо учились. Как приятно видеть маленькие победы моих учеников! Видели бы вы, когда у них что-то получается, как загораются их глаза.
– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
— Трудности нужно преодолевать, а не говорить о них.
— Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?
— Самоотверженность.
– Есть ли в Вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?
— Да, профессия педагога – это профессия творческая. Приходится прикладывать много усилий, чтобы сделать интересными свои уроки.
– Из чего состоит Ваш рабочий день?
— Мой рабочий день состоит из уроков, переменок и домашних заданий.
– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?
— Я считаю, что профессия учителя очень важна. Недаром говорят, что учителя дают путёвку в жизнь молодым людям.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
— Если вы любите детей, если вы не боитесь трудностей, то приходите работать в школу.
— Когда работалось легче: на заре вашего педагогического пути или все же сейчас?
– Однозначно не могу сказать. Готовиться к урокам нужно было и тогда, и сейчас. Меняются школьная программа, учебники, требования, и под эти изменения нужно подстраиваться самому и перестраивать свою работу. Для детей сейчас источником информации является не только учитель и учебник. Как ни крути, но интернет тоже выполняет информационную функцию. Главное, научить ребенка использовать его по прямому назначению, научить учиться с помощью интернета – я бы так сказал. Кроме этого, сегодня учителю необходимо уделять большое внимание саморазвитию, осваивать информационные технологии в полной мере, потому что мы уже не единственный источник знаний. Однако знания, которые дети получают на школьных уроках, в приоритете, и важно дать это понять учащимся.
– Сложно ли работать с детьми? Ученики бывают разные, и не все быстро идут на контакт. Были в вашей практике тяжелые случаи?
– Проблем с учащимися у меня не было. Любому ребенку нужно внимание. Вроде бы такая простая истина, но многие о ней забывают. От этого и случается недопонимание между учащимся и учителем. В класс нужно заходить с улыбкой, любовью и пониманием, потому что дети видят все эти чувства невооруженным глазом. Современные дети заставляют нас меняться, потому что без этого мы не сможем найти общий язык. Не найдешь общий язык – не будет дисциплины на уроке.
На что они откликаются, так это на уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь. Ребята хотят, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое.
Современные дети могут «читать» взрослых как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что окружающие иногда не осознают этого!
– Сложно ли работать с родителями? Часто ли они занимают сторону детей, а не учителя?
– Проблема современного общества, на мой взгляд, в том, что везде и всюду критикуем. Не нужно этого делать. Нужно просто начать с себя: проанализировать свое отношение к миру и окружающим людям, стать, возможно, добрее, внимательнее. Стараться войти в положение другого человека, понять его. Вот так же и в отношениях с детьми. Нужно воспитывать, показывая достойный пример, и тогда ребенок, сам того не осознавая, будет ему следовать.
Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии.
– Как вам кажется, в чем сейчас разница между современными детьми и детьми вашего поколения? Очень часто говорят, что тогда они были умнее и трудолюбивее, чем сейчас.
– Современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было много лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе изменился. Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи на нас в их возрасте. У них другой темп. Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.
Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.
Да, в их любимых мультиках все мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни, которая более насыщена и наполнена информацией. Даже быт современных детей организован по-другому. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт – все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.
К современным детям и подросткам предъявляются другие требования. Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет – в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.
– Есть ли разница между учителями, которые учили вас, и современными педагогами?
– Мне кажется, раньше учителя были умиротвореннее, спокойнее. А нынешним нужно быть креативными. Не всегда можно заранее предугадать, в каком русле потечет урок. К тому же личность учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.
– А чем, на ваш взгляд, отличается сельская школа от городской? У кого преимущество?
– Сельская школа выигрывает в социальном плане – маленькая, уютная, атмосфера почти домашняя, семейная.
Обычно сельская школа небольшая сама по себе, соответственно, и учеников в классах немного. А это, в свою очередь, позволяет объяснять материал практически индивидуально, больше внимания уделять каждому учащемуся. Также для детей много занятий и мероприятий проводится во внеурочное время. В сельской школе учитель больше знает о проблемах учеников, в том числе семейных. Помощь, поддержка и участие оказываются незамедлительно.
– Что больше всего вы цените в людях? В своих коллегах?
– Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Среди них – владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий кругозор, педагогическое мастерство, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие. Любовь к своему труду – качество, без которого невозможна деятельность педагога. Слагаемые его – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей квалификации.
– Что может послужить для вас вдохновением или мотиватором?
– Безусловно, стремящиеся к знаниям, старающиеся, проявляющие интерес учащиеся.
– У вас есть профессиональный секрет?
– Так, чтобы совсем секрет, то нет. Каждый человек, любящий свою работу, счастлив. А педагогу важно любить детей.
Педагогические династии – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия.
Наталья Шушкова