Больше чем директор

Больше чем директор

Он мог стать героем практически всех наших рубрик: «Люди труда», «Человек недели», «Лучший управленец», «Год наставника». Сегодня мы объединяем все эти понятия в один заголовок, в котором отражаются все сложности профессии и достигнутых результатов, верных решений и значимых итогов. Отличник просвещения, учитель физики и математики, директор ГКОУ РО Матвеево-Курганской школы-интерната Вячеслав Викторович Зинченко сегодня гость нашего номера. Согласитесь, не каждый пожелает руководить таким серьезным образовательным учреждением, так любить свое дело и получить уважение и доверие руководства, коллег и главное — детей. Совсем недавно, губернатор Ростовской области вручил ему медаль «За доблестный труд на благо Донского края» и эта награда стала поводом для встречи и знакомства с нашими читателями. Конечно, Вячеслава Викторовича знают и уважают все, но поговорить о специфике работы на рубеже юбилейной даты и в преддверии Дня учителя, сегодня будет актуально.

Непростой труд у школьного учителя. У педагогов школы-интерната это целая жизнь в одной большой семье, где необходимо не только быть преподавателем, но и психологом, воспитателем и в некоторой степени родителем. Поэтому смело можно обозначить всю специфику работы здесь одним термином – больше, чем школа, а значит и руководит им больше, чем директор. Это звание как никогда подходит именно Вячеславу Викторовичу. Насколько он любит свое дело, видно по горящим глазам, по тому с какой любовью он относится к детям и всему, что делается вместе с коллективом.

— Когда наступил тот момент, где Вы решили стать педагогом или Вы из семьи педагогов?

— Нет. Папа все время работал в сельском хозяйстве. Начинал с маленьких должностей и потом стал бригадиром в тракторной бригаде, парторгом, председателем колхоза «Имени Кирова» в селе Григорьевка. Работал директором Успенского элеватора, потом Матвеево-Курганского. Теперь на пенсии. Мама работник культуры. Работала заведующей клубом, в школе вела уроки пения и творческие кружки, потом работала в Отделе образования.

Возможно, от отца досталась любовь к технике и мне нравилась физика. С удовольствием учил ее в школе. Как все мальчишки в детстве ремонтировали велосипеды, переделывали мопеды.  Много занимался спортом –легкая атлетика, велоспорт, футбол, волейбол. Достаточно активный образ жизни был и дома, и в школе. Закончил в 1985 году школу с золотой медалью. Уже в тот момент было желание связать жизнь с физикой, поэтому поступил в ТГПИ на физмат. Учился с перерывом на службу в армии. Начинал трудовой путь в Авило-Успенской школе учителем физики и математики, отработал там около пяти лет.

На то время, заведующий Районо Александр Васильевич Благодарев предложил работу в детском саду – школе в х. Староротовка. В садах детей особо не было, а в школе № 2 детей перегружено. Вот и решили создать такой вариант учебного заведения. Полгода мы ее перестраивали и переделывали и на базе детского садика и начальной школы открыли этот комплекс, где было  две группы детского сада и школа. Я отработал там около пяти лет.

Потом поступило предложение перейти директором в школу-интернат. Я сначала отказывался. Судя по всему, где-то срабатывали стереотипы, о том, что не понятно, чем тут вообще занимаются и кого учат. В школу-интернат приезжал несколько раз, забирали какое-то оборудование, присмотрелся и согласился. Понятно, что это не совсем по специальности, но немного сменил вектор с учителя на руководителя, администратора и стал двигаться по этому пути. Хотя мне нравилось быть учителем. В Авило-Успенке я был еще и классным руководителем, любил дополнительно заниматься с детьми. Всегда с ними было интересно, дети и я до сих пор вспоминают много интересного из той практики. Мне изначально хотелось достигать чего-то на учительском поприще, а не руководить. При переходе со Староротовки сюда, я понимал, что о профессии можно забыть, а это сложно. Физики тут нет, есть только математика на уровне начальной школы. А это не совсем то, чего хотелось. Я считаю, что физиком был не плохим. Понятно, что сложно было в то время дотянуться до отличных физиков из второй, третьей, Ряженской школы. С патриархами было сложно соперничать, но старался быть прогрессивным, учил так чтобы дети могли хорошо экзамены сдавать, получать профессию в технической отрасли.

Я не думал о том, что задержусь тут надолго. Видимо еще придерживался молодежного принципа, что на одном месте на долго задерживаться нельзя. Лет 15 назад, в период материальных сложностей, задумывался куда бы уйти и чем заниматься, но остался в школе и не жалею.

Основное мерило того, чего ты добился и как ты работаешь — это результат. Именно в этом заведении это сложно. Хорошо, когда к нам привозят маленьких детей, и из него можно что-то лепить. А когда тебе привозят 15 летнего подростка со сложными историями жизни за плечами, то переделать уже ничего нельзя, можно только доучить до 11 класса. Маленькие дети охотнее учатся, интересуются чем-то, в походы ходят с удовольствием. Я люблю с ними общаться. Я доверяю своим педагогам, но то, как дети общаются с директором тоже интересно. Как ребенок привык, как адаптировался к нашей семье, как чувствует здесь себя. Если он бегает счастливый и довольный, пытается мне что-то рассказать, то я понимаю что мы на правильном пути и здесь должно быть все хорошо. А если ребенок смотрит как волчонок и ему сложно и трудно, я понимаю, что где-то мы чуть-чуть не дорабатываем и надо пытаться что-то изменить.

— Ну, вы же не случайно говорите, что вы семья. Поэтому вы и работаете как ее глава. Кстати, дети вас не называют отцом?

— Нет такого не было. Когда у нас были дети-сироты, то иногда такое проскакивало, но в свое время я занял такую позицию, что необходимо соблюдать дистанцию, определенное расстояние. Сильно близко допускать детей в свое личное пространство нельзя. У каждого ребенка должна быть своя семья. Но это не значит, что мы не любим наших детей. Любим и стараемся сделать все, чтобы им было хорошо в учреждении. Специалисты школы-интерната определяют возможности ребенка, его социализацию, проблемы его развития и устанавливают программу работы с ним. Скажу одно – наши дети самые лучшие! Они за день могут поздороваться по 10 раз и все от души. Они лучшие во всем. Талантливые, трудолюбивые, общительные, с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях. Вот в таком пространстве они должны находиться, развиваться и конечно чувствовать себя комфортно, как в большой семье, но знать, что есть руководитель, педагоги. Наши дети были призерами всероссийских конкурсов «Лучший по профессии», областных конкурсов Абилимпикс, различных творческих конкурсов, спортивных соревнований.

— По каким критериям определяется ваш ребенок или нет?

— Есть определенный вид диагноза, причем не всегда с рождения. Мы принимаем на обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Снижение интеллекта может случиться и после тяжелых заболеваний или травм. Если психиатр ставит этот диагноз, то ребенка рассматривает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) и по ее решению ребенок определяется в подобные заведения, и не обязательно к нам. Ему необходимо обучаться по адаптированным  программам. В последние годы мы начали принимать на обучение детей с аутизмом. Это для нас новый опыт, а в любом деле необходимо добиваться результата, иначе твоя работа напрасна.  Стараемся перенимать опыт у коллег, которые работают с такими детьми, проходить курсы повышения квалификации.

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)  находятся на полном государственном обеспечении, при условиях проживания в учреждении. Поэтому просто так, по желанию родителей, из-за сложностей в семье или плохому поведению в обычной школе, мы не имеем возможности брать детей. Это определено Законом об образовании. Мы отказываем только в случае, если ребенок не подходит по особым медицинским показаниям. Сейчас у нас  обучаются и дети из новых территорий. У них обучение сейчас невозможно и поэтому учатся у нас. Есть ребенок, у которого мама находится с Центре временного пребывания в Красном Десанте. При обучении и проживании в нашем учреждении ребенок получает пятиразовое питание, школьную форму, одежду по сезону, бытовую химию, оборудованное спальное место. Есть дети приходящие, для них предоставляется двухразовое питание.  В нашей школе созданы все условия для комфортного проживания и обучения детей, организован досуг.

— Как проверяются результаты вашей работы, существует среди таких заведений рейтинговая система?

— Раз в несколько лет проводится независимая оценка качества условий образовательной деятельности. Оценка осуществляется по большому количеству показателей независимой комиссией. В 2018 году мы заняли 3 место, в 2021 году 1 место.

Как учреждение, школа часто занимает призовые места и в ежегодном рейтинге областных учреждений. На сегодня в области 40 школ и школ-интернатов, санаторных, общеобразовательных, коррекционных и прочих учреждений. Критерии оценки нашей деятельности часто меняются, что стимулирует нас к развитию.

Результаты рейтинга – это большая работа всего коллектива, который прислушивается ко всем рекомендациям министерства образования Ростовской области, мы озвучиваем эти требования, а они поддерживают и стремятся выполнить, поэтому все получается. Коллектив у нас очень хороший. Пользуясь случаем хочу поблагодарить их за отличную работу и поздравить с профессиональным праздником Днем Учителя!

Иногда сталкиваемся с тем, что не хватает кадров. Еще лет 10 назад ко мне летом обязательно приходили выпускники педагогических вузов. Последние пять лет не приходил никто. В свое время мы даже обращались напрямую в институт, требовался учитель-логопед. В Таганроге в ТГПИ есть такой факультет. Так вот на пятом курсе выпускников искать бесполезно, потому что с третьего они уже где-то работают. Часто требуются специалисты предметники, воспитатели. Кстати, в рейтинге есть такой пункт – наличие педагогов в возрасте до 35 лет. Это была одна из позиций министерства образования Ростовской области, в целях омоложения кадров. По результатам исследований выяснилось, что процент учителей возраста старше 50-ти лет очень высокий, и возникает вопрос, что будет дальше после того, как уйдут эти кадры. Я стараюсь очень бережно относиться к сотрудникам, педагогам. Ветераны педагогического труда так же важны для учреждения, как и молодежь. Вместе они формируют идеальную команду. И даже когда человек уходит на пенсию, мы стараемся поддерживать с ним связь. Традиционными стали встречи с ветеранами учреждения, приуроченные ко Дню пожилого человека. Встречаем наших дорогих ветеранов пирогами, концертом, а им, мне кажется, приятно общение, вернуться в свою родную школу, посмотреть на то, как она изменилась.

— Вы в свое время, тоже пришли как молодой специалист, не имея большого опыта в руководстве, но вас это не остановила, а стало стимулом. Когда было сложнее всего?

— Сложно было как раз в самом начале, когда пришел. Годы были тяжелые. Каждый день начинался с того, что приходил на работу и шел в Администрацию просить денег на оплату продуктов питания, одежды для детей. Как-то председатель СПК колхоза «Колос» позвонил и предложил забрать гречку сечку. Приходила «гуманитарка», мы какое-то время и кормили детей, чем получалось. Сложно было.

 С 2002 года мы перешли на субвенции областного бюджета и стало легче. В 2003 году перешли на областной бюджет. Это своя бухгалтерия, свой бюджет, сами управляем. Понятное дело, что как и везде, на крупные расходы идет финансирование через определенные программы. А на мелкие стараемся где-то сэкономить в одном месте и на них сделать что-то другое необходимое для детей, улучшить условия.

В 2020 году мы участвовали в федеральном проекте «Современная школа национального проекта «Образование» и при поддержке губернатора В.Ю. Голубева и министерства образования Ростовской области сделали большой прорыв. Из Федерального бюджета нам выделили средства на приобретение оборудования, губернатор выделил средства на проведение ремонта. Мы отремонтировали коридор он сейчас совершенно другой. Отремонтировали полностью два кабинета ИКТ и агро-экологический, создали новую мастерскую строительного профиля, появилась теплица. Интересно было то, что нам предложили условия – сделать так, как не было никогда. Мы должны были стать примером нового движения вперед. Дизайн, мебель, парты все должно быть новым, прогрессивным. Пришлось полностью изменить понимание современного учебного кабинета. Мы приобрели новую современную теплицу, в которой учим детей выращивать овощи, зелень. Работаем по направлению ландшафтного дизайна, для этого учимся выращивать хвойные культуры. В 10-11 классах дети проходят профессиональное обучение. На практических занятиях выполняют, в том числе работы по ремонту помещений в своей родной школе.

В прошлом году открыли новый кабинет ОСЖ. В обычных школах это домоводство, у нас это кабинет основ социальной жизни, где дети получают нужные для будущей самостоятельной жизни знания. Кухня у нас такая, что не у всех дома имеется такое оборудование.  Есть условия для того, чтобы готовить еду, организовать домашний быт. 

Каждый год мы стараемся делать что-то такое, чтобы улучшались условия жизни наших детей, создавать нормальные условия для получения образования. Недавно отремонтировали три комнаты гигиены. Опять же на сэкономленные средства. В новом учебном году дети уже пользуются новым и красивым комфортным помещением. Все для того, чтобы детям было лучше.

У нас действительно необычная школа. Это не просто место учебы, это дом детей. У нас есть дети, которые находятся здесь от каникул до каникул. Мы стараемся, конечно, доводить до сведения родителей, что это не совсем хорошо, но иногда такое бывает. Кто-то далеко живет, у кого-то сложные жизненные ситуации. Поэтому дети максимально комфортно должны себя здесь чувствовать. Они должны находиться в нормальных условиях, им должно, здесь нравиться!

— Расскажите подробнее о строительном деле. У вас дети получают ремесло?

— Мы готовим детей по специальности рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, там есть элементы строительного дела и дети у нас в учреждении получают практические навыки работы.

Что касается такого развития, то у нас раньше было только 9 классов и не было профессионального обучения. До 2020 года у нас обучались, в том числе дети-сироты, их количество доходило до 50 человек. Потом при поддержке государства и правительства Ростовской области стали активно создаваться приемные семьи и детей-сирот в учреждении стало меньше и, в конце концов, к 2020 году не осталось вообще.

После таких изменений, мы решили открыть для наших детей 10 и 11 классы. Но не обычные, а с уклоном на приобретение рабочей профессии. На сегодняшний день, наших выпускников мы готовим по нескольким профессиям: рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; мастер зеленого хозяйства; социальный работник.

— Даже так, и насколько дети готовы к социальной адаптации?

—  В одно время мы ходили в семьи пожилых людей, к ветеранам и помогали по хозяйству. Они с удовольствием общались с нашими детьми, дети помогали. После ковидных ограничений, мы это прекратили и работаем пока на базе учреждения.

— Но, главное что дети получают профессию, особенно ремесленные навыки.

— В рабочей профессии стараемся давать разные элементы, где-то упор на строительную специальность, на мелкий ремонт, обслуживание зданий. Благодаря стараниям и помощи детей, мы многое сделали в нашем учреждении. На практических занятиях проводим работы по замене пола, выполняем гипсокартонные, штукатурные, шпаклевочные, покрасочные работы, клеим обои, монтируем подвесной потолок. Все виды работ, кроме электрики, дети могут сделать. Это достаточно полезно и многие из наших детей после окончания школы могут работать на стройке, делать ремонты. У нас есть те, кто в Сочи, Москве, Калининграде работали.

— Это имеет уровень ПТУ?

— Практически. Раньше было начальное и среднее профессиональное образование. У нас уровень начального профессионального образования. Мы даем только рабочие профессии. СПО дают уровень другой, у них есть бухгалтеры, пользователи ПК и другие. Если у наших детей возникло желание, продлить себе детство и после обучения у нас продолжить обучение в училище, мы только рады. Наши дети, приходя в ПТУ, знают многое и умеют достаточно, иногда даже больше других.

-Хорошая фраза «Продлить детство».

— До 18 лет никто не захочет их брать на официальную работу, потому что много ограничений по графику и физической нагрузке. Обучаясь, они еще находятся в своем детском периоде, хотя стремятся к свободе, хотят зарабатывать.

 — Кстати по поводу ограничений. Я слушаю вас и вспоминаю наше детство, когда мы школьниками работали в колхозах, было трудовое воспитание, и никаких ограничений не знал. У вас осталось то самое верное обучение детей труду. Работать не зазорно. В современных условиях это настолько сложно это такая тонкая грань.

— У нас здесь система чуть-чуть другая, другая программа. В 9 классе в учебном плане 12 часов труда. Там тоже есть определенные ограничения и все в рамках учебного плана. Если написано, что ребенок должен это попробовать, то это нормально. Кстати, и на государственном уровне, сейчас, планируется возврат в старое трудовое воспитание. Ведь как было, доску еще вытирать можно, а подмести пол уже нельзя. Раньше у нас дети сами убирали классы, спальни. Ведь это наш дом! Но мы от этого ушли после 2000 года. Дети классы не моют. Могут в столовой подежурить, столы протереть.

Но мы все равно стараемся в рамках внеурочной деятельности дать ребенку все, что можно. Ведь нельзя прийти на кружок и просто посмотреть, надо пробовать, делать самому. Бесполезное явление просто рассказывать о том, как это будет. У нас трудовое воспитание – одно из важнейших в нашей деятельности и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы. Без этого никак нельзя. В этом отношении мы находим грани, которые где-то ограничивают, а где-то допускают трудовую деятельность. И опять же до 9 класса у нас одни направления трудовой деятельности, это столярное и швейное дело, сельхозтруд, обслуживающий труд. Переходя в 10 и 11 классы, дети начинают осваивать профессии. При определении направления обучения обращаем внимание на состояние здоровья ребенка.

— Вы учитываете пожелания родителей?

— Ну, а как еще? Родители должны принимать участие в воспитании своих детей. Мы, конечно, потом можем подкорректировать что-то. Был случай, что ребенок по желанию родителей занимался одним видом труда, но через полгода мы перевели его в другую группу. Он просто не смог освоить это направление, а в другом успешно справлялся. Главное для нас подготовить детей к самостоятельной жизни.

— Как организован процесс питания теперь?

— Мы стараемся каждый год что-то совершенствовать, сводить вместе требования Роспотребнадзора, нашего учредителя, детей и их родителей. У нас организован родительский контроль. Это можно увидеть на нашем сайте. Родители приходят и смотрят, при каких условиях и как приготовлена еда, могут попробовать. Я сам каждый обед снимаю пробу. Должно быть все вкусно. Раньше брали рыбу обычную, теперь только филе, это более вкусный и качественный продукт. Стараемся приготовить ее вкусно, потому, что дети не очень любят рыбу, а в рационе она должна быть. Пробовали приготовить пять разных вариантов, чтобы найти одно самое верное решение. Потом вышли новые требования СанПина и теперь в рационе обязательно должна быть печень. Начали потихоньку ее вводить. Опять же, пробуем варианты разных рецептов, чтобы максимально вкусно выходило блюдо. Иногда приходят дети, которые не едят молочные продукты или отказываются от полезных продуктов. Роспотребнадзор принимал СанПин не просто так и полезные продукты должны быть в рационе питания. Естественно, мы стараемся все это выполнять ну, и проводим работу с детьми, что и это нужно кушать тоже. У нас в рационе обязательно присутствуют рыба, мясо, фрукты, овощи, соки, молочные и кисломолочные продукты. Питание должно быть здоровыми и мы это делаем.

— Насколько сложно детей научить кушать правильно?

— Мы готовим разнообразные блюда, создаем детям семейную атмосферу. Понятно, что четко мы это не сделаем и семью не заменить, но в любом случае, мы стараемся.  Сложности интернатовского нахождения в том, что есть режим и как бы хорошо мы их не кормили, они хотят перекусы как дома в любое время, чего мы сделать не можем.

— Мне кажется, что работа у вас очень сложная, а вы обо всем рассказываете с таким задором, что кажется все легко и просто.

— Я просто очень люблю свое дело, детей, коллектив и другого уже не могу представить. Конечно, сложностей очень много. Когда мне поставщик или подрядчик в чем-то отказывает и просит войти в положение, то он даже не представляет весь объем наших проблем. За моими плечами здоровье и комфорт детей, коллектива, родителей.

В этом человеке есть одна особенность. Если обычному человеку рассказать обо всех сложностях работы и разложить все подробности, позволить вникнуть в  специфику работы директора школы-интерната, то он схватится за голову и уж точно не решится даже пробовать нырять в этот омут. А Вячеслав Викторович о своей работе рассказывает с энтузиазмом, словно только пришел на работу. Он полон идей, планов и грандиозных мыслей, готов свернуть горы. А он уже 24 года работает здесь директором, берет большую ответственность за каждого ребенка, но готов гореть этим до бесконечности. Успехов Вам и Вашему коллективу, уважаемый Вячеслав Викторович!

Надежда Дулина



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©