Все первые детские воспоминания возвращают нас в атмосферу семьи. Любому человеку семья необходима, необходим тот мир, где ему будет комфортно, где его понимают и ценят. Наша дальнейшая судьба, наше самоопределение зависят от семьи, от поддержки родных и близких.
Особенно важна роль семьи для ребенка. Ведь именно тут его учат доброте, взаимопомощи, первичным навыкам общения. Тут закладываются основы речевого взаимодействия, осознанных поступков, контактов с другими членами общества.
Так происходит в большинстве семей, с огромным количеством детей.
НО есть среди малышей и немного другие, не похожие в плане общения на привычную для нас модель.
Дети с аутизмом… РАС — ранний детский аутизм. Этот диагноз подразумевает нарушение функции общения, социализации. И дело тут не столько в звуковом оформлении речи, тут ситуация гораздо глубже. Очень важно понять эту проблему как можно раньше. Если ребенок противится любому контакту, не стремится познавать мир вокруг себя, пробовать его на ощупь, на вкус, если такого ребенка отталкивает все новое и непривычное, то близким обязательно надо задуматься. Часто такая проблема осознается родителями уже в школьном возрасте ребенка.
Решить проблему обучения в обычной школе зачастую невозможно. Малыш не слушается и не слышит педагогов, мешает своим поведением и непривычными поступками. Опытные педагоги советуют обязательно посоветоваться со специалистами. После консультации выбирается особый режим обучения, составляется особая программа. Многие из детей с аутистическим синдромом прекрасно осваивают и чтение, и письмо, могут работать с цифровыми технологиями, владеют компьютерной грамотностью.
Именно особенностям работы с такими детьми и был посвящен Областной семинар — практикум«Инновационные эффективные технологии, практики и методы обучения детей с РАС (в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди) в Матвеево-Курганской школе- интернате. Здесь работают специалисты высокого уровня, накоплен многолетний опыт индивидуального обучения. Необычные приемы для каждого ребенка с аутистическим синдромом позволяют добиться высоких результатов.
Специалистов, приехавших из 15-ти муниципальных школ Ростовской области встречал просторный холл, оформленный в тематике семинара, рисунки и поделки учащихся, фотовыставки, посвященные общешкольным событиям и совместным мероприятиям с волонтерскими группами.
На открытии семинара директор Матвеево-Курганской школы- интерната В.В. Зинченко рассказал участникам о том, как много сил вкладывается в обучение и воспитание «особых» обучающихся, как коллектив школы-интерната творчески подходит к решениюлюбых задач — от поурочной тщательной отработки учебных и социальных навыков до работы в кружках, мастерски, теплице.
В этом убедились гости семинара, посетив учебные кабинеты, различные мастер — классы, которые подготовили специалисты школы — интерната совместно с учащимися.
О визуальных стратегиях в обучении детей с РАС, интерактивных подходах и создании визуальных материалов рассказала на семинаре педагог — дефектолог Е.М. Шульга. Её авторские наглядные пособия помогают педагогам в работе с детьми с РАС в развитии навыков аналитического мышления.
Зачастую дети с РАС обладают повышенной тревожностью, которая мешает им полностью сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Учитель начальных классов М.А. Борисенко подготовила сообщение о том, какими методами можно решить эту проблему, как выработать внимание и стабильное поведение на уроках. В своём выступлении она рассказала о снижении уровня стресса на уроках в младшей школе с помощью приёма утяжеления.
Применение различных современных технологий обучения позволяет педагогам добиваться хороших результатов в период перехода обучающихся из младшего в среднее школьное звено. Эти технологии применяет на уроках русского языка и чтения педагог — дефектолог Е.В. Рудиченко, визуальные инструменты на её уроках всегда востребованы обучающимися.
Логопедическая коррекция необходима всем детям с РАС. Даже если ребенок четко произносит все звуки, страдает коммуникативная сторона речи, присутствуют аграмматизмы, нарушена письменная речь.
В таких случаях учитель — логопед И.М. Бекетова на групповых и индивидуальных занятиях использует авторские методики, учитывающие психоэмоциональное состояние ребёнка.
Для каждого ребенка с РАС в кабинете логопеда есть возможность перехода из тревожного состояния неприятия учебного задания до стабильного продуктивного уровня работы с логопедом.
Участники семинара задавали много вопросов, ведь такой опыт работы с детьми с РАС, которым обладают педагоги Матвеево-Курганской школы —
интерната поможет каждому специалисту использовать эти разработки на своих занятиях.
В работе семинара принимала участие И.С. Володина — руководитель Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» ДГТУ Ресурсный Центр РАС. Она рассказала, как важно ставить правильные цели и использовать эффективные методы обучения и воспитания ребенка с РАС.
Подводя итоги Семинара — практикума педагоги поблагодарили коллектив Матвеево-Курганской школы — интерната за то, что они поделились своими приёмами и наработками с коллегами, работающими с детьми с РАС, ведь у каждого ребёнка должна быть радость взаимопонимания, ведь счастье — это когда тебя понимают!


Учитель — логопед
И.М. Бекетова
Заместитель директора школы — интерната по УВР
И.А. Филимонова