Мальчишки грезят футболом. Для них огромная радость не просто гонять мяч во дворе, а заниматься любимой игрой под руководством тренера. Как здорово, когда и дети, и родители доверяют такому тренеру, который имеет подход к каждому ребенку, доверяют его профессионализму и тренерской харизме. Футбол – это любимая игра многих мальчишек, и задача тренера – сформировать у ребят футбольные навыки. В тренировочном процессе тренер должен стараться поддержать позитивную атмосферу и всегда придерживаться того, что тренер – это друг и товарищ для ребенка.
Первый тренер — это человек, который знакомит ребенка с футболом. Он не просто развивает в юном футболисте определенные качества, а учит его футбольным навыкам с нуля. Тренер вкладывает в ребёнка те знания, которыми обладает сам, и которые годами передает молодому поколению. Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь ребенка.
Обучить маленького человека чему-то абсолютно новому, привить ему интерес к этому обучению, научить основам спортивных выступлений — все это задача первого тренера.
Первый тренер, это ещё один «Важный взрослый» для ребёнка помимо родителей и других членов семьи, который расходует свое рабочее время с одной целью — научить чему-то ребенка. Конечно, такой наставник запоминается на всю жизнь. Ведь тренер учит ребенка не только футболу. Он помогает ему научиться не отчаиваться, делать правильные выводы, анализировать и думать, не сдаваться, всегда двигаться вперед к новым достижениям и победам. Для ребенка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни. И ребенок хочет оправдать надежды своего наставника, со всем усердием работая на тренировках.Гости нашего номера, это тренер- преподаватель по футболу МБУ ДО Матвеево – Курганской спортивной школы – Серебрянский Николай Александрович и его наставник, заместитель директора по учебно –воспитательной работе и тренер- преподавать отделения футбола в с. Ряженое — Панченко Сергей Николаевич.
— Расскажите немного о себе. В чем заключается Ваша работа, чем Вы занимаетесь?
С.Н.: Я работаю тренером-преподавателем по футболу МБУ ДО Матвеево-Курганской спортивной школы. Моя задача не только научить детей играть в футбол, пожалуй, самый популярный вид спорта в мире, но и воспитать в ребёнке здорового, крепкого, выносливого спортсмена. Тренер должен быть, прежде всего, примером для детей, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Н.А.:Если, я начну рассказывать о себе, то это будет очень долго и увлекательно, поэтому я буду краток. Я — Серебрянский Николай Александрович, мне 29 лет, родился и живу в селе Алексеевка, работаю тренером-преподавателем с 2022 года.
— Почему Вы решили стать тренером по футболу?
С.Н.: Футбол занял большую часть в моей жизни, любовь к этому виду спорта в детстве привил мне мой первый тренер — Шаповалов Ю.В.. Поиграв в разных командах, на различных уровнях, мне удалось достигнуть отличных результатов и получить опыт, которым мне захотелось поделиться с подрастающим поколением. Мне удается заложить фундаментих спортивного образования, и многие мои воспитанники продолжают заниматься футболом в футбольных командах и академиях футбола г. Ростов-на-Дону, г. Сочи и г. Таганрога.
Н.А.: Футбол -это моя жизнь, я мечтал стать профессиональным футболистом, но немного не сложилось. Я хочу поделиться частичкой своих знаний о футболе с детьми, и зажечь искру в их глазах. Целью моей работы является научить детей любить футбол, поэтому я решил стать тренером.
— Со всеми ли задачами справляются Ваши ребята?
С.Н.: Задачи бывают разные. Вот, например, тренер ставит максимальную задачу выиграть данный турнир, но не всегда этогоудаётся достичь. Так как футбол – это командная игра, и всё зависит от каждого игрока в отдельности и взаимодействия всей команды в целом.
Н.А.: Со своими задачами не все справляются, так как у кого-то есть талант, а у кого-то желание, но мы это исправляем вместе! Хитрят, конечно же. Им бы только футбол без тактических и физических занятий!
—Легко ли к каждому ребенку найти подход?
С.Н.: В таком виде спорта как футбол обязательно нужно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку,ведь в нём имеютсяразличные амплуа на площадке и для каждого ребёнка необходимо найти из них верное. На протяжении всего матча необходимо менять тактические схемы расположения детей, благодаря которым команда добивается нужного результата, то есть победы. Легко ли это делать?! Это уже от опыта, раньше было сложнее.
Н.А.: К каждому нужен индивидуальный подход, у кого то слабая физическая подготовка, кто-то человек настроения, приходится искать компромиссы. Порой справится с «проблемой» помогает беседа «тет-а-тет»!
—Как думаете, тренер- это такой человек, который должен давать только технику или же еще и быть наставником, психологом, и помимо рабочих моментов, давать игрокам некоторую уверенность, что всё получится, что спорт- это здорово, что можно победить, если играть в команде?
С.Н.: Тренер обязан быть справедливым, чутким, терпеливым, понимающим, по ситуации – строгим, иметь организаторские способности, поддерживать ребенка в начинаниях. Тренер должен уметь находить общий язык с подопечными, являться психологом и даже другом.
Н.А.: Тренер для своих воспитанников всегда является авторитетом, он должен быть эмоционально устойчивым, общительным, предприимчивым, стремиться к новому и быть справедливым. Участвовать в воспитании спортсменов и их образовании.
—Какие задачи чаще всего приходится решать тренеру? Что мешает ребятам играть лучше, низкая самооценка может быть, или агрессия?
С.Н.: Основной задачей тренера состоит сплотить вокруг себя дружный коллектив, который и будет являться командой, для достижения необходимых результатов. Причём в этой команде должен полностью раскрыться ребёнок в этом виде спорта.
Н.А.: Задачи тренера заключаются в том, чтобы найти общий язык с детьми, наладить дисциплину, заинтересовать их в тренировочном процессе.
Я думаю, что им мешает и низкая самооценка, и иногда агрессия, а ещё — лень, и порой она побеждает.
— Первая распространенная проблема у детей- это недостаточно хорошая техника. Тренер ее подтягивает. Вторая- это дисциплина, то есть, тренер мотивирует. А как Вы мотивируете игроков, что Вы делаете или говорите?
С.Н.: Особо мотивировать детей не приходится ведь они играют за своё любимое село, спортивную школу или район. Дети уже занимаются своим любимым видом спорта и занимая призовые места они получают кубки, медали, грамоты и индивидуальные призы.
Н.А.: Хорошая техника приходит со временем — «Москва не сразу строилась», конечно, мы ее подтягиваем на тренировках, но опять же повторюсь, бывают ребята, которые с детства техничные. Дисциплина — это отдельная история, очень больное место, будет дисциплина — «Виктория» за нами! Мотивация!? Конечно, прежде всего, это их желание, они же приходят на тренировку для того, чтобы научиться играть в футбол и с гордостью называть себя футболистом!
— Что работает эффективнее, наказания или поощрения? Или это от человека зависит?
С.Н.: Метод «кнута и пряника» применим ко всем! Всё зависит от конкретной ситуации в команде и ребёнка.
Н.А.:Безусловно,всё зависит от человека, к каждому нужен индивидуальный подход, главное не переборщить!!!
—Как настроить ребят на нужную работу?
С.Н.: На тренировочных занятиях, например, можноиспользовать интересные упражнения и сочетать их с нагрузками.
Н.А.: Настрой на работу в тренировочных занятиях очень сложный, все ребята любят игровые тренировки, поэтому в практике нужно с ними быть хитрей, отвечать им тем же!
— Какое главное качество хорошего футболиста?
С.Н.: Основными качествами, которыми должен обладать игрок на футбольном поле, это скорость, уметь быстро принимать решения и владеть мячом обеими ногами. Игрок на поле должен быть универсальным. Поэтому, пожалуй, универсальность — главное качество хорошего футболиста.
Н.А.: Главные качества хорошего футболиста: не останавливаться на достигнутом, не кричать о победах и не кричать от поражений.
— А главное качество тренера?
С.Н.: Главное качество тренера -это быть авторитетом для своих воспитанников. А так-же умение слышать, понимать ребёнка и давать нужные советы ему.
Н.А.: Донести свои мысли ребятам, быть «на одной волне» с ними и идти в ногу со временем, но при этом, сохранять субординацию.
—Есть слишком требовательные родители, которые хотят сделать из своего ребенка суперчемпиона? Вообще сами дети в большинстве своем любят футбол, или больше таких, кого просто» привели родители»?
С.Н.: Я думаю, большинство родителей отдали ребёнка в секцию футбол для развития у ребенка навыков коллективного поведения, развития физических качеств и совместного интереса к игре. Родителей с «завышенными» требованиями немного, но попадаются. Большинство детей сами приходят из любви к футболу.
Н.А.: Думаю таких нет, требовательные отдают своих детей выше на уровни, чем уровни школы и академии, а у нас сами дети от любви к футболу приходят и тренируются. Насчёт “просто привели” родители — были ситуации, но после первой посещенной тренировки, все становится на свои места и оказывается, что ребенок сам с огромным удовольствием и желанием будет заниматься футболом.
— Как Вы считаете, что в конечном итоге дают ребятам занятия футболом?
С.Н.:Выносливость, умение принимать решения, лидерские качества и командный дух – это те необходимые качества для успешного будущего ребенка. Игра в футбол развивает ребенка физически, тренирует ловкость, координацию движений и быстроту реакции.
Н.А.: Преждевсего — это выносливость, сила, мышление, дисциплина и, конечно, любовь к спорту.
—А есть такое, что, достигнув определенного мастерства в футболе парни становятся более уверенными?
С.Н.: Только через соревнования и множество количество игр, ребёнку придёт уверенность и он получит необходимое мастерство, которое поможет ему и в дальнейшем.
Н.А.: Конечно, некоторым не хватает выносливости, некоторым силы, кто-то мал в габаритах, кто-то не техничен и когда все это приобрёл на тренировках и играх, то определено меняется мнение у ребёнка на игру и они становятся более уверенны в себе.
— Как тренер помогает игроку влиться в командное взаимодействие? Существует ли какой- то набор упражнений на развитие командного духа?
С.Н.: Очень много упражнений способствует сыгранности ребят между собой, в том числе и новеньких. Это коллективные упражнения в парах, тройках, игра в квадрат и на удержание мяча.
Н.А.: Командное взаимодействие создаётся с годами и командный дух зависит от тренера и игроков, как одно целое. Конечно, существует ряд упражнений, чтобы развить командный дух игроку, который не влился в командное взаимодействие. Иногда мы прибегаем к выражению «Один за всех и все за одного!».
— Что для Вас самое сложное в Вашей работе?
С.Н.: Самое сложное это найти баланс между игровыми линиями в команде, при разных игровых схемах, а именно вратарь, защитник и нападающий.
Н.А.: Самое сложное — это направить ребят на правильный путь. Помимо футбола, есть жизнь, в которой нелегко. Родительское воспитание-это святое, но ещё есть тренер, он же друг и товарищ.
—Что нового Вы открыли для себя в профессии тренера?
С.Н.: Что профессия тренера-преподавателя помимо спортивной, еще и творческая, включает в себя и психологию, и воспитание и многое другое.
Н.А.: Быть тренером- это одна из важных и сложных профессий в жизни человека, как для самого преподавателя так и для его учеников, я открыл для себя много новых эмоций, причем и положительных и негативных. Но без этого никак, это жизнь!
— Существует два мнения, первое- что футбольным тренером может быть только бывший футболист, а второе- что тренер вообще не обязательно должен уметь играть в то, что он преподает, а Вы как считаете?
С.Н.: Я считаю, что тренер сам должен отлично уметь играть в футбол, чтобы потом показывать детям на собственном примере и объяснять все тонкости данной игры.
Н.А.: Если ты бывший профессиональный футболист, то тебе будет легче работать, т.к. опыт работы будет браться на примере тренеров, которые тренировали тебя. Есть и так называемые «буквоеды», которые тренируют по книгам, в современном мире — это набирает обороты. Наверное, эти 2 мнения оба правдивы, т.к. тренером называют не только тех, кто умеет играть в футбол.
— Кого Вы считаете своим наставником? Чему Вы научились у него?
С.Н.:В моей жизни было три тренера, у которых я почерпнул многое, что применяю и по сей день. Играя в команде с мастерами спорта, пришлось так же перенять бесценный опыт на футбольном поле, который мне помогает обучать детей.
Н.А.: Моим первым наставником был отец. Он был вратарем нашей местной команды. Когда я был маленьким, он брал меня на свои игры, я смотрел и брал с него пример. У него я научился быть честным и справедливым. С самого раннего возраста я полюбил этот вид спорта.
В настоящее время моим наставником стал — Панченко Сергей Николаевич. В то время, когда я был маленьким он играл за команду соперника моего отца, а не так давно мы успели сыграть с ним за одну команду под руководством моего детского тренера Сахарова Василия Александровича, которому я очень благодарен за неоценимый вклад в меня футбольных навыков. Я очень горжусь тем, что играл вместе с Сергеем Николаевичем за одну команду. Именно он увидел меня в качестве тренера-преподавателя. Сергей Николаевич — пример для подражания всем молодым ребятам.
— Назовите свой девиз по жизни.
С.Н.: Мой девиз: «Ни дня без спорта».
Н.А.: «Все в этой жизни возвращается бумерангом».
—Чем любите заниматься в свободное время?
С.Н.: В свободное время провожу в кругу семьи, занимаюсь самообразованием и продолжаю играть за футбольные команды.
Н.А.: Очень люблю путешествовать, проводить время с близкими и друзьями!
—Ваши пожелания детям, которые хотят заниматься футболом и их родителям?
С.Н.: Детям желаю быть целеустремлёнными в любом виде спорта, а родителям веры в своих детей, участия и содействия в их спортивной жизни.
Н.А.: Родителям хочу сказать, чтобы они прислушивались к мнению детей и помогали становиться на правильный путь, поддерживали их не только морально, но и физически, например, своим присутствием на их играх. А детям — определить для себя приоритеты и добиваться целей, которые они поставили перед собой, и не сдаваться. Воспитать в себе человека, прежде всего они должны в любой ситуации оставаться людьми, воспитание очень красит!
Наталья Шушкова