В моей большой семье есть герои, которые самоотверженно защищали свою родную землю, из них: Вергун Григорий Петрович, Иванченко Филипп Максимович, Захарченко Григорий Фёдорович и Захарченко Максим Леонидович. Никому из них не удалось пройти Великую Отечественную войну, но мои предки внесли свой огромный вклад в Великую Победу. Благодаря своим прадедушкам я живу в самой большой, свободной и прекрасной стране с чистым небом и бескрайними просторами, не вижу ужасов войны, занимаюсь своим любимым делом и наслаждаюсь каждым прожитым днём.
Вергун Григорий Петрович — дедушка моей бабушки по маминой линии, родился в 1907 году в Матвеево-Курганском районе, в 1941 году был призван на службу Родине, но уже через год был убит, героически сражаясь в бою. У Григория Петровича было пятеро детей: дочь Валентина и четверо сыновей. Валентина Григорьевна — моя прабабушка, которой не стало в 2020 году. Когда началась война, ей было пять лет.
Вот, что помнит дочь Галина из рассказов мамы о войне:
— Помню, мама говорила, что семье приходилось жить в сарае, потому что немцы выгоняли всех из домов и сами в них жили. Немцы были плохие и хорошие: первые беспощадно всех убивали, а вторые даже иногда подкармливали. Мама хорошо помнила обстрел, когда ранило её мать, брата и её саму, а сторонники фашистов потом травили деревню, из-за чего мать и погибла. В те времена было голодно и морально тяжело. У мамы в войне погибли родители, осталась только бабушка, глухонемая тётка и старшие братья.
Иванченко Филипп Максимович — отец прабабушки по линии мамы, родился в 1914 году в Матвеево-Курганском районе. Никакой информации о призыве и службе нет. Пропал без вести. Известно только, что Филипп Максимович представлен к медали «За оборону Кавказа».
Захарченко Максим Леонидович — дедушка моей бабушки по маминой линии. К сожалению, о Максиме Леонидовиче нет совсем никакой информации, кроме того, что он призывался на службу офицером. Не осталось даже фотографий.
Захарченко Григорий Фёдорович — отец прадедушки по маминой линии, родился в 1916 году, а на службу призван в 1941. Прошёл половину войны и погиб в 1943 году. Подробной информации о Григории Фёдоровиче найти не удалось, известно, что он был командиром тяжёлого орудия, а также у него осталось трое детей. Его сын Валентин, мой прадедушка, тоже застал военное время и пережил ВОВ.
Валентин Григорьевич рассказал о своём детстве, которое у него отняла война:
— Мне было семь лет, когда началась война, с тех пор ничего не забылось, я хорошо помню все те ужасы. Отца призвали в 1941 году, как только всё началось. Сборы были в Каменск-Шахтинске, туда вместе с отцом поехала и мать со мной на руках. Помню, там было много солдат, всех обучали стрельбе и другим необходимым навыкам. Мы с матерью проводили отца и со слезами на глазах уехали обратно. Через два года, в 1943 году домой прислали известие о гибели папы из-за тяжёлого ранения. Это всё, что я помню про отца. Когда началась война, все люди начали помогать, как могли. Сразу же начались бомбёжки, приходилось прятаться в подвалах. А лестницы в подвалах были не такие как сейчас, а обычная деревянная вертикальная лестница, по ней надо было спуститься вниз, где уже были заготовлены какие-нибудь подушки, одеяла. Бывало, спим в комнате, слышим гул — значит, приближается немецкий самолёт, будут бомбить, все бегом в подвал, а спросонья не получалось аккуратно спуститься вниз, прям так и падали на пол. Через время немцы пришли к нам в деревню, начали жечь дома: фашисты ходят с факелами, женщины по выбегали из домов, держа детей, собаки лают, скот ревёт — был самый настоящий хаос. В домах, которые остались целыми, жили немцы, а семьи они повыгоняли в сараи. Однажды, фашист позвал меня в дом, дал мне конфетку, а сам ушёл. Я увидел под кроватью рюкзак, решил туда заглянуть, думал, там есть ещё что-то сладенькое, ведь очень хотелось, раньше такого особо не ели. Немец вернулся и застал меня за этим делом, так он меня так ударил своим кованым ботинком, что я отлетел на пару метров. В 1943 году прискакал на заре солдат на белой лошади, а мы как раз только вышли из подвала, он спросил, есть ли немцы, мы просили, чтобы он уходил, потому что врагов полная деревня. В то утро немцы куда-то собирались, складывали все вещи по машинам, по мотоциклам. Я сидел и наблюдал за этими сборами, увидел, что один фашист снял ремень, на котором были пистолет, боеприпасы и ещё что-то и ушёл в лес. Так я взял этот ремень, закинул в сарай, и сам полез на чердак. Смотрю, немец вернулся и начал его искать, а тут как раз началось наступление нашей армии, он в ужасе начал бегать и паниковать. Всё, после этого больше не было фашистов в нашей деревне. Когда война закончилась и наши одержали победу, я не заметил, потому что было очень тяжёлое время, надо было восстанавливать страну, все были в работе. Наше поколение, которое было детьми в войну, выросло работящими людьми. За свою жизнь я много где поработал и никогда не боялся грязной работы. Даже сейчас в свои 90 лет, я занимаюсь хозяйством. Мы с супругой всегда жили для детей, хотели, чтобы у них в жизни всё было благополучно, чтобы была крыша над головой.
В нашей семье сложилась традиция каждый год в День Победы посещать памятники в хуторе Круглик, селе Марьевка и мемориал в центре посёлка Матвеев Курган, где на плитах высечены фамилии наших родственников, которые защищали Родину.
Данной статьёй хочу почтить память не только своих предков, но и каждого человека, кто своим делом, маленькими шажочками помог освободить Россию от фашистов, кто 9 мая 1945 года вместе со всеми радовался окончанию той жестокой и кровопролитной войны и тех, кто не дожил до Великого Дня и остался на поле боя.
Благодаря нашим с вами прапрадедушкам, прапрабабушкам и детям войны мы сейчас можем спокойно жить, не переживая за завтрашний день, улыбаться, развиваться и свободно гулять по земле, пропитанной кровью и страданиями русского народа.
Давайте же не забывать подвиги наших предков и оберегать нашу Родину, чтобы те ужасные четыре года больше никогда не повторились в истории России.
Диана Пиксаева