Последовательно и кропотливо собирая информацию по истории нашей малой Родины, всегда находишь интереснейшие факты, события, биографии земляков, о которых мало что известно жителям района.
Газетная страница «Календарь краеведа», как раз и задумана для освещения этих событий и знакомства с земляками, прославившими Миусский край.
Сегодня «Календарь краеведа» расскажетчитателям «Родника» о Дважды Герое Социалистического Труда Викторе Яковлевиче Литвинове, которому 30 апреля исполнилось бы 115лет.
Родился Виктор в семье железнодорожника, работавшего на станции Матвеев Курган. В 1926 году будущий авиационный инженер закончил семилетнюю школу и осенью того же года поступил на механическое отделение Таганрогского индустриального техникума. Чтобы подкреплять получаемые теоретические знания практикой, Виктор совмещал учебу в техникуме с работой на заводе, что,безусловно, сказалось при распределении студентов после окончания обучения. Сколь высок был уровень профессиональных знаний В.Я. Литвинова, говориттакой примечательный факт.
20 летний юноша был сразу же, после получения диплома, направлен в Москву на ГАЗ (государственный авиазавод) № 1, крупнейший на тот момент в СССР, на должность техника-конструктора. Когда юноша решил продолжить заочное обучение в институте — он, отказавшись от возможности начать обучение сразу с третьего курса, что можно было сделать после окончания техникума, начал с первого курса, чтобы получить знания в более полном объеме.
Совмещая теорию с практикой, В.Я. Литвиновупорно и последовательно превращался в универсального специалиста: прекрасно чертил, умел работать и токарем, и слесарем, понимал, чем занимается каждое подразделение завода.
В 27 лет он был назначен начальником технического отдела цеха, в 28 лет – заместителем главного инженера, а в марте 1941 года (в 31 год!) на должность главного инженера огромного завода.
Началась Великая Отечественная война. Фронт подступал к столице, вражеские самолеты беспрерывно бомбили Москву и ГАЗ № 1 был одной из главных целей немецких бомбардировщиков. Более того, Геббельс даже заявил, что авиазавода уже не существует. Нацистский министр пропаганды, мягко говоря, преувеличил: завод продолжал работать и под бомбежками. Но риск потерять ценнейшее предприятие был слишком велик.
20 октября 1941 года было принято решение Государственного комитета обороны страны об эвакуации авиастроительного завода в г. Куйбышев(ныне Самара).
На новом месте занимался строительством производственных площадей, доставкой и монтированием оборудования, устройством быта тысяч эвакуированных рабочих завода и их семей,главный инженер завода, В.Я. Литвинов. Директор завода оставался в Москве, сворачивая производство и готовясь, в случае прорыва фронта, взорвать заводские цеха.
Это кажется невероятным, но спустя всего два месяца, 29 декабря 1941 года был запущен первый мотор самолета, построенного полностью уже в новых условиях.
В 1942 году завод освоил и перешел на массовое производство замечательного боевого самолёта Ил-2. Это был лучший штурмовик в мире. За годы войны на заводе было построено 13300 штурмовиков Ил-2, которые громили оккупантов на всех фронтах, приближая победу.
Производство расширялось невиданными темпами. Технологический процесс модернизировался, осваивались новые типы самолетов.
В июле 1944 года В.Я. Литвинов назначен директором завода (авиационный завод № 1 в г. Куйбышеве, ныне Самарское аэрокосмическиоепредприятие «ЦСКБ-Прогресс»). Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа того же года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».
В сентябре 1945 года директор завода, внесшего очень весомый вклад в разгром немецко-фашистской армии, получил звание Героя Социалистического Труда.
Спустя месяц после получения высшего трудового звания страны, Виктор Яковлевич посетил родной поселок.
Районная газета «За сталинский урожай» 25 октября 1945г. в статье «Встреча с героем — земляком» рассказала о приезде в Матвеев Курган первого Героя Социалистического Труда нашего района.

Виктор Яковлевич обратился к матвеевокурганцам с письмом, в котором писал: «Дорогие земляки! Находясь вдали от родного села я постоянно следил за вашей жизнью и работой, с удовлетворением прочитывал в газетах и получаемых письмах сообщения, как вы помогали героической Красной армии в борьбе с заклятым, ненавистным врагом — фашизмом.
Настал мир. Но это не значит, что мы должны успокоиться. Наоборот. Одержанные Красной армией блестящие победы обязывают всех нас с новыми силами, с удвоенной энергией взяться за ликвидацию последствий войны, за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства нашей страны.
А я обещаю вам, что коллектив завода, которым я руковожу, как в дни войны, так и впредь, будет честно, на отлично, выполнять все государственные задания».
Как выполнял свое обещание наш земляк, говорит такой факт. К военному параду на 7 ноября 1946г. на завод поступило Правительственное распоряжение выпустить 10 только что разработанных, новейших реактивных самолетов МиГ-9. Завод выполнил задание за 40 дней и ночей!
В середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. Нужно было строить неведомые прежде ракеты. Именно под руководством Виктора Яковлевича была создана и отработана на Байконуре, а потом серийно выпускавшаяся на заводе, теперь уже легендарная Р-7 или — как называли знающие люди между собой — просто «Семерка». Та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Ю.А. Гагарина.
29 июля 1960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новой техники В.Я. Литвинову было вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Двадцать лет руководил заводом наш земляк. Не только завод, производственные цехи были в центре его внимания. Он много времени уделял быту, отдыху заводчан.
На месте огромных пустырей, где эвакуированные во время войны работники жили в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные дома, Дворец культуры, поликлиники, детские сады, стадион. Помня о своем сельском происхождении, директор завода организовал цех по созданию и выпуску сельхозтехники — изобрели сушилки для зерна, модернизировали сеялки и т.д.
И не случайно, за выпуск машин для сельского хозяйства, В.Я. Литвинов дважды был награжден Медалями ВДНХ СССР 1 степени.
В 1965г. В.Я. Литвинов был назначен -заместителем министра общего машиностроения СССР, которое отвечало за выпуск ракетной и космической техники.
В 1973г. ушел на заслуженный отдых.
Умер наш прославленный земляк 4 июня 1983 года.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.


Сотрудник пресс-службы
Администрации Матвеево-Курганского района,
краевед Надежда Перепелица