Ментальная арифметика – инвестиция в будущее ребёнка

Без рубрики

Современная методика обучения под названием «ментальная арифметика», или, по-другому, «менар», набирает обороты популярности в России. Она преследует множество целей. Среди них  научить ребёнка быстро вычислять в уме, развить интеллект, память и креативность. Но это ещё не всё.

Дипломированный педагог с 19-летним стажем, тренер по ментальной арифметике, представительмеждународной организации «IQ center» Кристина Геннадьевна Цюрик на протяжении 6 лет занимается с детьми системой быстрого счёта, обучает скорочтению и сборке алгоритма всемирно известной головоломки — кубика Рубика. 

В 2023 году тренер стала чемпионом Международной олимпиады по ментальной арифметике, которая проходила в г. Санкт-Петербурге. По образованию Кристина Геннадьевна — учитель начальных классов. Она работала в школе и вела свою студию по развитию детского творчества. В последние годы обучает ментальной арифметике и развивает детей с её помощью в разных направлениях. 

В результате этой работы ученики «IQ center» под руководством К.Г. Цюрик улучшают показатели своей успеваемости в школе, становятся уверенными в себе и успешными. Педагог рассказала о том, что представляет собой эта методика, и как она помогает раскрыть потенциал ребёнка. 

— Ментальной арифметикой называют системубыстрого счёта в уме.  Чем она отличается от классической математики?

— Если вам когда-нибудь случалось видеть, как считают дети, занимающиеся ментальной арифметикой, то первое впечатление такое: ментальная арифметика учит детей быстро складывать и вычитать числа в уме, не используя ручку и бумагу или калькулятор. Но это в корне не так. 

Счёт — это всего лишь инструмент, которым пользуется данная методика, предназначенный для развития межполушарных связей у детей. В обычной жизни мы обрабатываем информацию, попеременно используя то правое, то левое полушарие головного мозга, в зависимости от вида информации, которую нам нужно обработать. Если мы работаем с образами, то у нас подключается правое полушарие, если это логическая информация, то левое. 

Основная цель ментальной арифметики — не научить ребёнка считать, как в школе, а заставить мозг работать принципиально иначе. В отличие от обычного арифметического счёта, ментальный счёт — другой. Он искусственно ставит мозг в условия, когда нужно обработать информацию одновременно двумя полушариями. В итогесоздаются новые нейроны и импульсы между левым и правым полушариями. Когда информация из логической вынуждена преобразовываться в образную, и наоборот. Именно в момент ментального счёта у нас появляются крепкие межполушарные связи, чего не происходит при классическом арифметическом счёте на уроках математики. Формирование таких связей и является основной задачей ментальной арифметики. Схожесть с математикой состоит только лишь в инструменте – это работа с цифрами, а метод и результат у них – разные. 

— В чём преимущества обучения ментальной арифметике для детей? 

— Сформированные межполушарные связи во время ментального счёта дают мощный толчок для развития головного мозга. Когда мы считаем ментально, то, подобно спортсменам, прокачиваем свой мозг на физическом уровне. В результате он работает гораздо продуктивнее и быстрее. У детей, которые регулярно занимаются ментальной арифметикой, усиливается скорость обработки информации. У школьников лучше работает понятийный аппарат, улучшается память, концентрация внимания и креативное мышление. 

Ментальная арифметика не решает одну узкую задачу — научить ребёнка быстро считать в уме, а нацелена на решение широкого спектра задач.Быстрый счёт — это положительный побочный эффект. Дети овладевают этим инструментом мастерски, но основное преимущество обучениязаключается во всесторонней прокачке мозга. 

— С какого возраста лучше начинать заниматься ментальной арифметикой?

— Ментальная арифметика — это передовая технология, которая развивает человека на уровне тела. Развиваться никогда не поздно, поэтому возрастных ограничений для занятий не существует. Но чем раньше начать обучение, тем лучше. Хороший возраст для старта — 4 года. У детей в этом возрасте мозг невероятно пластичен. Мои ученики, особенно те, кто приходят за два года до школы, уже в первом классе умеют быстро считать, а на уроках они легче усваивают новую информацию. 

Полезно заниматься ментальной арифметикой спортсменам. У них улучшаются общие физические показатели и быстрота реакции. Приносит пользу ментальная арифметика также людям пенсионного возраста, так как она является профилактикой отклонений в работе головного мозга и деменции. 

— Как Вы строите процесс обучения со своими учениками и как отслеживаете их прогресс?

— Программа «IQ center» направлена на обучение детей в возрасте от 4 до 16 лет.Повторюсь, чем наш мозг моложе, тем он пластичнее. Когда к нам на занятия приходит 16-летний подросток, то ему потребуется от 1 года до 2 лет, чтобы стать конкурентоспособным на соревнованиях и эффектно выступать, получая высокие результаты. 

Чем ребёнок младше, тем ему проще усваивать информацию. Многое зависит и от его усердия, целеустремлённости и умения концентрироваться. На первом этапе нам важно, чтобы малыш понимал конкретное значение числа и его смысл. К примеру, он знает, что единица – это одно яблоко. Этого достаточно, чтобы начать заниматься ментальной арифметикой, остальному научим. 

Важнейшее условие получения хорошего результата от занятий — непрерывный тренировочный процесс. Он включает выполнение упражнений, направленных на всестороннюю прокачку мозга. Все ребята в нашем центре подключены к интерактивной онлайн-платформе. На ней для каждого участника разрабатываются индивидуальные тренажёры. 

Тренировочный процесс строится следующим образом: ребёнок каждый день выходит на эту платформу и выполняет предложенные упражнения в течение 20-30 минут. Один раз в неделю мы с учениками встречаемся онлайн или они приходят на занятия в центр. Затем в течение недели ребята отрабатывают новый навык на платформе. Далеемы снова с ними встречаемся, производим замеры и проверяем результаты. Прогресс ребёнка педагог отслеживает и на интерактивной платформе. 

На занятиях мы активно используем упражнения, ориентированные на развитие внимания у детей, запускаем работу двух полушарий при помощи нейроакробатики и метода двуручного рисования. К ментальной арифметике дополнительно подключён курс развития памяти, на котором учащиеся осваивают мнемотехники. 

— Как долго и как часто нужно заниматьсяментальной арифметикой, чтобы увидеть прогресс? 

— Курс по ментальной арифметике рассчитан на 2-2,5 года обучения. Через это время ребёнок уже может быстро складывать и вычитать числа в уме, и не только.  Процесс усвоения информации отличается от обычной математики. Если в математике есть тенденция к усложнению материала, то в ментальной арифметике всё по-другому. 

Сначала усложнения идут по разрядам, то есть на первом уровне (левеле) дети считают определённые сочетания цифр. Чтобы перейти на уровень выше, ребёнок должен подтвердить полученные знания и защитить сертификат. На следующем левеле добавляются ещё сочетания цифр, но усложнения уже идут не только по разрядам. Так, за 2,5 года ребёнок проходит все уровни. 

Процесс обучения максимально подстроен под индивидуальные особенности ребёнка. Если ученик не усвоил материал за отведённый временной промежуток, то мы останавливаемся на нём и прорабатываем. И только после этого идём дальше. В нашем центре все дети получают первые результаты от обучения ментальной арифметике через 1-1,5 месяца. 

— Вы также учите детей сборке алгоритма кубика Рубика. Что даёт умение быстро собирать эту головоломку? 

— Кубик Рубика — своеобразный тренажёр для мозга, алгоритму сборки которого мы действительно обучаем детей на занятиях. В нашем центре есть специальный курс по сборкеголоволомки. За время обучения у детей развивается образное, логическое и пространственное мышление, память, повышается уровень интеллекта. Когда ребёнок собирает кубик, он оценивает его визуально, анализирует цвета и выбирает стратегию, чтобы совершить ряд действий. Сборка кубика Рубика заставляет мозг лучше работать. Ребёнок становится усидчивым, проявляет упорство и целеустремлённость. Мы учим детей не просто собирать головоломку, но и делать это на скорость, а также составлятьуникальные узоры. 

Преувеличить пользу от этого процесса сложно, поскольку он решает широкий спектр развивающих задач, начиная от мелкой моторики и заканчивая уровнем IQ. Отмечу, что развивать мелкую моторику у детей в раннем возрасте необходимо. С помощью кубика Рубика дети тренируют ловкость, координацию и совершенствуют точность движений. Овладевая алгоритмом сборки, и ребёнок, и взрослый получает мощный терапевтический эффект. Сборка головоломки умиротворяет и успокаивает нервную систему, положительно воздействуя на организм, а ещё улучшает настроение и развивает уверенность в себе. 

— Принимают ли участие дети и тренеры по ментальной арифметике в каких-либо соревнованиях и тематических олимпиадах? 

— Наш «IQ center» работает по международным стандартам и ориентирован на то, чтобы быть конкурентоспособным. У нас есть допуски к соревнованиям по ментальной арифметике всех уровней: регионального, всероссийского и международного. На международных соревнованиях собираются участники со всего мира и состязаются в ментальном счёте. Дети и педагоги «IQ center» постоянно участвуют в них. 

Олимпиады по ментальной арифметике проходят в онлайн-форматах, когда участникам не нужно никуда ехать, и в офлайн-форматах. Соревнования офлайн организуют в Новочеркасске, Краснодаре, Владимире, Москве, Санкт-Петербурге, а также в городах ближнего зарубежья. В июне мы посетили Международные соревнования по ментальной арифметике в Армении, а в августе повезём детей в Дагестан. 

Ещё не было ни одной олимпиады, на которой бы мои ученики не заняли призовые места. По ментальной арифметике они распределяются следующим образом: призовые 1-е, 2-е, 3-е места, чемпионство и суперчемпионство. Среди моих учеников есть и чемпионы, и суперчемпионы регионального, всероссийского и международного уровней. Не только победа, но и само участие в таких масштабных мероприятиях приносит непередаваемые эмоции детям. Оно мотивирует и даёт возможность путешествовать, знакомиться и общаться с ровесниками из других городов. 

Соревнования проводятся как среди детей, так и среди тренеров. В августе я тоже буду состязаться в ментальном счёте как тренер, так как подала заявку на конкурс. В «IQ center» преподаватели на регулярной основе проходят обязательную сертификацию, чтобы подтвердить свой уровень мастерства, и продолжить обучать детей. 

Международная организация «IQ center» работает офлайн по всей Ростовской области. Еёцентры находятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах. Для занятий онлайн ограничений нет. Дети занимаются из разных городов России, есть даже ученики из Узбекистана, Испании и Швеции. 

Ментальная арифметика – это работающая технология. Если родители хотят помочь ребёнку освоиться в мире, заполненном информацией, то стоит обратить внимание на современную методику. 

Юлия Сапуцкая

Родник