Межрайонная ИФНС России № 18 по Ростовской области в рамках проведения работы об исчислении налогов и предоставления уведомлений (отчетности) контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний (далее — КИК) сообщает:
Статьей 25.13. Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации; контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Также контролируемой иностранной компанией признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации. Прибыль КИК в соответствии со ст. 25.15 НК РФ приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующим лицом этой КИК, в соответствии с главами части второй НК РФ с учетом установленных особенностей.
Прибыль контролируемой иностранной компании (КИК) может освобождаться от налогообложения при выполнении хотя бы одного из следующих условий (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ): эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) КИК составляет не менее 75 % средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций; КИК является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность на основании лицензии или иного специального разрешения на ведение банковской или страховой деятельности; КИК является эмитентом обращающихся облигаций либо организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация.
В указанных случаях прибыль КИК освобождается от налогообложения, если ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым заключен международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. Вместе с тем освобождение не применяется, если это государство (территория) не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией, утверждает ФНС России.
Так, Приказом ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с РФ. Ранее перечень был утвержден приказом ФНС России от 28.10.2022 № ЕД-7-17/987@. Таким образом, если контролируемая иностранная компания находится в государстве (на территории), указанном в перечне, то прибыль этой компании подлежит налогообложению в общем порядке. Перечень применяется с 22 января 2024 года.
Если за финансовый год КИК являлась активной, то ее прибыль освобождается от налогообложения на уровне контролирующего лица на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ. Для освобождения от налогообложения необходимо заполнить уведомление о контролируемых иностранных компаниях (подается до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в соответствии с главой 23 или 25 НК РФ). Соблюдение условий для применения освобождения должно подтверждаться документами (копиями документов), прилагаемыми к уведомлению о КИК.
Как следует из Письма Минфина от 16 июля 2018 г. № 03-12-12/2/49387, для подтверждения соблюдения условий для освобождения от налогообложения прибыли КИК могут использоваться: данные бухгалтерского учета иностранной компании и составленные на их основании регистры бухгалтерского учета, иные документы, в том числе представленные контролируемой иностранной компанией справки, данные аналитического учета, финансовая отчетность и расшифровки к финансовой отчетности, налоговая отчетность, копии договоров и платежных документов, сертификатов инкорпорации, налогового резидентства, выписки из уставных документов, а также иные документы, предусмотренные обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения КИК.
Итак, применение освобождения прибыли КИК от налогообложения на уровне контролирующего лица в РФ требует тщательного анализа структуры доходов компании («тест на активность») и грамотной реализации предусмотренного НК РФ права на освобождение от налога, включая представление документов, адекватно подтверждающих соблюдение условий для такого освобождения.