В нашем обществе сейчас очень ценится индивидуальность, каждый человек как личность, имеет право на общение, понимание, сочувствие. Для того, чтобы выразить эти эмоции нам даровано очень много средств. Можно общаться жестами, можно мимикой, но ничто не сравниться с возможностями речевого общения.
Речь — это то, что отличает наше общество от сообществ других существ. Бесконечные возможности и варианты слов, речевых оборотов, которые могут выразить наши чувства — радость, грусть любовь, ненависть, удовольствие, удивление, гнев, творчество… Для всего можно найти слова, помогающие при общении. Особенно важно умение выражать свои мысли, когда учишь ребенка. Учишь всему, с совсем маленького возраста. Объясняешь малышу правила поведения, безопасности, читаешь ему первые книжки, учишь с ним первые незамысловатые стихи, детские песенки, обсуждаешь сказочных героев.
Но, к сожалению, дар речи остается недоступным некоторым детям. Есть совсем неговорящие детки, есть те, которые умеют выразить свои эмоции и желания несколькими словами, есть достаточно большая группа детей с нарушениями устной и письменной речи.
Педагогическая наука — логопедия призвана помочь в этом. Научить говорить, произносить правильно звуки, уметь работать на занятии или уроке полноценно, не отставая от основной группы. А как быть тем, кто по возрасту уже достаточнодолжен успешно разговаривать, с полным словарным запасом, отвечать на вопросы, правильно выговаривать каждый звук, но не может этого сделать? Иногда это объясняется особым состоянием ментального здоровья, которое не позволяет ребенку развиваться в общепринятом темпе. Такие вопросы решаются сообща, многими специалистами коррекционного цикла, например, учителями — логопедами.
В Матвеево-Курганской школе-интернате работают учителя — логопеды, умеющие на профессиональном уровне справиться с такими нарушениями. Работа каждого педагога имеет свои особенности, свои приёмы.
Например, учитель – Е.А. логопед Хачатурян на каждом уроке использует много эмоционально-привлекательных моментов, детям нравится участвовать в сценках, мини-спектаклях, где требуется взаимодействовать с другими персонажами. Все занятия Екатерины Алексеевны — это мини спектакль, где главная цель — рассеять страх перед общением, преодолеть замкнутость и застенчивость.
Учитель — логопед О.И. Вишневецкая использует такой же творческий подход, но её база- это трудовые и творческие навыки, реализуя которые обучающиеся могут вложить в каждый сюжет свои идеи. Работая в технике «пластилинография», каждый ребенок не только воплощает творческие задумки, но и развивает цветовосприятие, глазомер, мелкую моторику, которые работают как на общее развитие, так и на развитие речи.
Большой педагогический опыт позволяет учителю — логопеду И.М. Бекетовой справляться с самыми сложными нарушениями речи. Для каждого случая пишется индивидуальная программа коррекции. Основа её работы — сочетание классики советской школы коррекции и современных интернет- технологий.
Каждое занятие у логопеда И.А. Филимоновой- это пример грамотного сочетания занимательных и развивающих технологий. И если есть возможность ребенку реализовать свои творческие идеи, рассказать о них педагогу, то в плане речевой коррекции — это одна из ступеней развития.
Обилие творческих идей, совмещение разнообразных игр на развитие моторики, абстрактного мышления, возможность реализовать свои задумки, личностно ориентированные уроки и занятия помогают педагогам М.А. Борисенко и Е.М. Шульга воспитывать и обучать детей с особенностями развития.
Коррекционная работа невозможна без сотрудничества всех специалистов.
Педагог — психолог Матвеево-Курганской школы-интерната, занимаясь с детьми, старается подобрать ключ к каждому, выбрать оптимальныепути для решения конфликтных ситуаций. Кабинет психологической разгрузки никогда не пустует, ведь каждый получит здесь дельный совет, искреннее участие. Занятия по коррекции психофизического развития проводит талантливый креативный педагог М.А. Чайка, а уроки ЛФК — настоящий кладезь упражнений в копилку здорового организма, на профессиональном уровне ведёт Е.А. Николаенко, а занятия ритмикой помогают Е.В. Скворцовой. Развивать у детей общую моторику.
Наши учителя — логопеды всегда рады поделиться своими идеями с коллегами. Вот и на этот раз, Матвеево-Курганская школа-интернат в очередной раз принимала у себя в гостях областное методическое объединение учителей — логопедов со всей Ростовской области. На мероприятии присутствовали 33 педагога из 15-ти учреждений Ростовской области.
Гости с огромным интересом слушали выступления педагогов школы- интерната. Заинтересовал их и опыт применения цифровых ресурсов, и оформление коррекционных занятий, и авторские наглядные пособия. Делясь опытом работы, коллеги предлагали свои варианты решения сложных педагогических ситуаций,Каждый педагог, участвующий в логопедическом семинаре завершал своё выступление нетрадиционно.
Деловой игрой увлекла всех Е.А. Шульга, созданием мнемодорожек- М.А. Борисенко. Особый интерес вызвало у учителей-логопедов разгадывание тематических карточек для расширения словарного запаса. Их приготовила И.М. Бекетова. Получив небольшие, но приятные сувениры и призы, гости разъехались, оставив положительные отзывы в Книге отзывов Матвеево-Курганской школы-интерната, и на сайте областного методического объединения.
Встреча стала прекрасным поводом для профессионального роста, обменом ценным опытом и вдохновения для воплощения новых педагогических идей.



И.А. Филимонова
И.М. Бекетова








