Профессия учителя многогранна. Учитель обучает и воспитывает, передаёт знания, развивает навыки и личность ребёнка. Его ключевая роль в становлении общества неоспорима, поскольку эта профессия социально значима и подразумевает постоянное совершенствование самого педагога.
Михаил Макиевич Мирзаджанян — отличник народного просвещения, учитель математики с многолетним стажем преподавания, почётныйжитель посёлка Матвеев Курган. Он прошёл долгийтрудовой и общественный путь, отмеченный многочисленными наградами и признанием коллег.
— Михаил Макиевич, мой папа, Василий Николаевич, бывший главный редактор газеты «Родник», много о вас рассказывал. Я знаю, что вы работали педагогом более 50 лет. Ваша трудовая деятельность и общественная жизнь были очень интересными и насыщенными.
— Так и есть. Свою трудовую и общественную деятельность я сам разделяю на временные этапы. Первый этап длился с 1956 по 1964 год, и я провёл его в городе Владимир-Волынском Украинской ССР. Семь лет проработал в Советской Армии, в танковом батальоне 44-го мотострелкового полка Прикарпатского военного округа — из них 3 года отдал срочной, а 4 года — сверхсрочной службе. Сначала работал наводчиком орудия, а через полтора года стал командиром танкового экипажа.
10 сентября 1961 года секретарь местного РК ВЛКСМ П. Рыбочка наградил меня, тогда старшего сержанта и кандидата в члены КПСС, похвальным листом «За отличные успехи в боевой и политической подготовке и активное участие в комсомольской и спортивной работе подразделения».
В этот же период я поступил на физико-математический факультет Львовского национального университета имени Ивана Франко, а также начал работать учителем математики в сельской школе. Работал в три смены до 22:00 шесть дней в неделю.
— Если начинать с периода службы в Советской Армии, то за восемь лет вы достигли определённых успехов в боевой и политической подготовке и приобрели первый педагогический опыт. А что было после того, как вы покинули Владимир-Волынский?
— После окончания первого курса физико-математического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франкои имеющегося опыта работы учителем, я с супругой Тамарой Семёновной и сыном Борисом приехал в Ростовскую область. В селе Ряженое Матвеево-Курганского района продолжилась моя педагогическая деятельность. Здесь я устроился работать учителем математики в Ряженскую СОШимени Героя Советского Союза В.В. Есауленко. Через год работы я стал секретарём парторганизации школы и депутатом Ряженского сельского совета. Это второй этап, который начался в 1964 году и продлился до 1970 года.
25 марта 1970 года директор Ряженской школы, Заслуженный учитель РСФСР А. М. Богданенко, дала письменную рекомендацию, в которой рекомендовала назначить меня директором Сад-Базовской средней школы. Вкратце, вот что было в её отзыве:
«Я, Богданенко Анна Михайловна, директор Ряженской средней школы, заслуженный учитель, знаю товарища М.М. Мирзаджаняна с 1954г., то есть со дня принятия его на должность учителя математики в Ряженскую школу. В то время занятия проводились в две смены, три класса занимались в вечерней школе – с 18:00 до 21:30. Режим работы Михаила Макиевича был очень напряжённым, однако, несмотря на это, он обучался заочно в Таганрогском педагогическом институте. Будучи избранным секретарём партийной организации, Михаил Макиевич активно занимался агитационно-пропагандистской работой среди населения, регулярно работал над повышением своего педагогического мастерства и добивался высоких результатов в преподавании математики, о чём свидетельствуют отзывы директоров школ района после посещения ими открытого урокаматематики в 10 «Б» классе. Как секретарь партийной организации, он добивался выделения средств для строительства двухквартирного дома для учителей».
1 апреля 1970 года исполком райсовета депутатов трудящихся Матвеево-Курганского РК КПСС вручил мне почётную грамоту «За успехи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения и активное участие в общественно-политической жизни района». 10 апреля того же года от имени Президиума Верховного Совета СССР – юбилейную медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
— Начав карьеру учителя математики, благодаря своей активной жизненной позиции и высоким профессиональным достижениям, вас рекомендовали на руководящую должность. Значит, вы реализовали себя не только в качестве педагога, но и как директора школы?
— Да, это третий этап моей трудовой деятельности (1970–1984 гг.). За четырнадцать лет я успел побывать не только в роли учителя, но и директора Сад-Базовской восьмилетней средней школы, а также депутата Алексеевского сельского совета.
5 июля 1978 года заведующий районо И.В. Юров письменно охарактеризовал меня следующими словами:
«Работая учителем, Михаил Макиевич проявил себя способным педагогом, тщательно готовившимся к урокам и проводившим их на высоком идейно-теоретическом уровне. В Ряженской средней школе он четыре раза избирался секретарём партийной организации. В 1970 году товарищ М.М. Мирзаджанян был назначен директором Сад-Базовской восьмилетней школы. К работе относится добросовестно. С 1968 года онизбирается депутатом сельского совета и является пропагандистом в сети партийного просвещения. За хорошую работу он был отмечен грамотами Обкома КПСС, Райкома КПСС и райисполкома, районо и РК профсоюза работников просвещения».
29 марта 1982 года министр просвещения РСФСР наградил меня почётной грамотой «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся», а в 1983 году Ростовский областной комитет КПСС выразил мне глубокую благодарность «…за активное участие в пропагандистской работе, за большую помощь, которую Вы оказываете партийным организациям в коммунистическом воспитании трудящихся».
Заведующий районо А.В. Благодарёв в тот период отметил: «По рекомендации А.М. Богданенко, директора Ряженской средней школы, Заслуженного учителя РСФСР, РК КПСС товарища М.М. Мирзаджаняна переводит в совхоз Сад-База для реорганизации начальной школы в Сад-Базовскую среднюю школу.
Михаил Макиевич работал директором Сад-Базовской школы 13 лет. За все эти годы он относился к учебному процессу ответственно и добросовестно. На протяжении 8 лет педагогический коллектив школы работал без второгодников. Тогда он не только добился отличных успехов в работе, но и принимал активное участие в общественной жизни совхоза Сад-База.
Но главный результат педагогического коллектива Сад-Базовской средней школы заключается в том, что в настоящее время в семи школах района – Екатериновской СОШ, Алексеевской СОШ, Сад-Базовской СОШ, Демидовской СОШ, Политодельской СОШ, Ротовской СОШ — трудятся учителями его выпускники. С точки зрения хозяйственной деятельности, в том числе за время работы в Сад-Базовской средней школе, он за полтора года оборудовал все кабинеты, мастерскую и спортивный зал. На территории был заложен дендропарк, который занял 2-е место в области на смотре-конкурсе».
— Михаил Макиевич, вам удалось развить школьную инфраструктуру в Сад-Базовской средней школе и добиться успехов в обучении, что подтверждают слова А.В. Благодарёва. Где вы продолжили свою трудовую деятельность?
— Я начал работать в Матвеево-Курганской районной вечерней школе, которую позже переименовали в открытую (сменную)общеобразовательную школу. Это четвёртый этап(1984–2006 гг.). В Матвеево-Курганской О(С)ОШ я три года был на должности заместителя директора и 19 лет – директора. А.В. Благодарёв указал в своём письме:
«Михаил Макиевич оказывает необходимую методическую помощь не только учителям, работающим в очных классах, но и учителям-совместителям (120 человек), руководителям УКП(18 человек). За 50 лет существования районной вечерней школы, только сейчас, с 1994 года, то есть при руководстве Михаила Макиевича, она приобрела своё собственное здание. В самые трудные годы жизни – 1996–97 гг., ему удалось построить аудиторию в школе для проведения общешкольных мероприятий.
Михаил Макиевич доброжелателен, с любовью и уважением относится к учащимся, проявляет большую заботу об их здоровье. Он постоянно совершенствует стиль и методы управления педагогическим и ученическим коллективами, настойчиво внедряет научную организацию труда, ведёт целенаправленную работу по укреплению учебно-материальной базы школы и еёрациональному использованию.
Не останавливаясь на достигнутом, он старается обновлять содержание образовательного процесса – внедрять в практику работы школы новые педагогические технологии: интегрированное, дифференцированное, проблемное обучение и другие. Свои наработки и перспективы образовательного процесса Михаил Макиевич изложил в творческих работах «Организация поисково-творческой работы в М-Курганской открытой (сменной) общеобразовательной школе» и в разработке разноуровневых программ по математике для 8класса очного обучения вечерней школы. За вышеизложенное в 1993 году он был награждён значком «Отличник народного просвещения», в мае 1996 года ему присвоена высшая квалификация учителя математики, в ноябре 1996 года – высшая квалификация директора школы».
— Как педагог и руководитель, вы внесли значительный вклад в развитие школ, улучшили условия обучения и внедрили новые образовательные технологии. А когда вы полностью посвятили себя общественной работе?
— С 2006 года (пятый этап) – это общественная работа, в которой я принимал активное участие. С 2001 по 2003 год я был инициатором сбора средствна строительство памятника «Первому учителю». С 2006 по 2018 год – членом районного совета ветеранов Великой Отечественной войны, заместителем Г.В. Пужаева, председателя ветеранов района. С 2007 по 2024 год –руководителем районного совета «Ветеранов просвещения» (учителей, находящихся на заслуженном отдыхе, – 177 человек).
19 марта 2003 года в газете «Известия» была опубликована статья под названием «Бронзовая благодарность». В ней автор написал: «В Матвеево-Курганском районе Ростовской области начался сбор пожертвований на памятник первой учительнице. Инициатором его создания стал директор местной вечерней школы Михаил Мирзаджанян, которого вдохновил пример Владимира Путина, приехавшего после избрания президентом поблагодарить свою учительницу».
9 октября 2003 года в газете «Труд-Дон» написали: «Уникальный памятник Первому учителю, пожалуй, единственный в нашей стране, открылся накануне Дня учителя, 4 октября, в Матвеевом Кургане».
9 декабря 2003 года министр образования Ростовской области И. А. Гуськов наградил меня благодарственным письмом «За большой личный вклад в развитие системы образования, многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд», а 6 июля 2012 года председатель районного совета ветеранов Великой Отечественной войны и труда Г.К. Пужаев отметил, что с октября 2012 года я трудился на двух общественных работах, был самым активным членом Президиума районного совета ветеранов ВОВ и труда и руководителем совета «Ветеранов просвещения» – единственного в Ростовской области.
— Какие результаты имеются по итогам вашей многолетней работы в качестве члена районного совета ветеранов Великой Отечественной войны и заместителя председателя районного совета «Ветерановпросвещения»?
— В Матвеево-Курганском районном краеведческом музее есть специальный стенд, созданный в честь торжественного открытия памятника «Первому учителю» 3 марта 2003 года в мемориальном центре посёлка Матвеев Курган, и альбомы о проделанной работе с ветеранами просвещения. На каждом мероприятии, которое мы проводили в «Межпоселенческой центральной библиотеке» и в «Детской школе искусств» Матвеево-Курганского района, на первом ряду сидели ветераны Великой Отечественной войны с цветами. Это наглядно отображено в этих альбомах. В краеведческом музее хранится также книга отзывов. Все задокументированные данные об общественной работе, проделанной за семнадцать лет (2007–2024 гг.), мы передали в наш краеведческий музей, поэтому желающие узнать о ней больше, могут обратиться туда.
— Михаил Макиевич, в своей характеристикеА.М. Богданенко указала, что вы «терпеливы и настойчивы в решении трудных вопросов». Другие коллеги также отмечали эти качества. Можно с уверенностью сказать, что учителя ируководители вас уважали и ценили, а сложные процессы в школе реализовывались сообща. Как вы считаете, нужно ли что-нибудь менять в современной системе образования?
— Сейчас не тот порядок, который был в Советском Союзе. И это специфическая дань времени. В СССР важной частью педагогики было трудовое обучение, направленное не только на получение практических навыков, но и на формирование уважения к труду. В каждой школе были приусадебные участки, на которых дети работали после уроков. А летом ученическиепроизводственные бригады (УПБ) — объединения школьников для общественно полезного труда и трудового обучения — занимались полным циклом сельскохозяйственных работ, зарабатывая деньги, конечно, под руководством классных руководителей. Такие УПБ создавались для работы в период летних каникул на базе сельских школ.
Одна из проблем современного образования – это разрешение школьным учителям заниматься репетиторством, закреплённое на законодательном уровне. Репетиторство понижает авторитет, честь и достоинство учителя, особенно когда ученик обращается за помощью и разъяснениями к другому педагогу. В советское время такого не было: учитель приглашал своих учеников после занятий, чтобы подтянуть материал, если это требовалось. Большое значение имеет взаимосвязь «учитель — ученик — родитель» и «родитель — ученик — учитель». Чем она крепче, тем лучше результаты любого учебного процесса.





Юлия Сапуцкая








