Учитель эпохи, где школьник был частью большой семьи

Учитель эпохи, где школьник был частью большой семьи

У каждого из нас без исключения был первый учитель. Как правило это человек, который становится воплощением справедливости и чести, полной самоотдачи и мудрости. Видимо, есть некая закономерность в том, что такую профессию выбирают женщины. Они на интуитивном уровне готовы заботиться и воспитывать, а в этой профессии и не одно поколение.  Первый учитель запоминается навсегда как неотъемлемая часть твоего детства.  И возможно, приходя к ней или вспоминая, мы возвращаемся в то самое беспечное прошлое, где только начинали жить и познавать мир. В День учителя бывшие ученики, достаточно взрослые и почтенные люди, вдруг становятся маленькими несмышлёнышами и с радостью вспоминают школьные шалости, с легкостью отпускают прошлые обиды и с беспечностью возвращаются туда, где только начинали свой путь к взрослой и самостоятельной жизни.

 На такой встрече в День учителя побывала и я. В прошлом ученики начальной школы Матвеево-Курганской школы № 3 пришли в гости к своей первой учительнице Екатерине Петровне Скляровой. Встреча была теплой, душевной и радостной. Перелистывая школьный альбом учителя, на какое-то мгновение окунаясь в воспоминания, они снова становились детьми, тянули руку как на уроке чтобы задать вопрос и с блеском в глазах рассказывали те самые, незабываемые школьные истории. Уроки и перемены, первые оценки и победы, новые знания и успехи, походы и школьные праздники, новые друзья и ссоры. Все это прошло с участием твоего первого наставника и лучшего друга семьи – с первой учительницей.

Особенность того времени как раз в том и заключается, что учитель был авторитетом в каждой семье. Это уважаемый человек, слово которого закон, а критика и наказание – по делу! Именно так относились все к почетной профессии. Екатерина Петровна как раз и есть человек той самой эпохи, где учить и любить детей было в равных долях и не в обязанность, а по зову сердца, где учитель работал на результат ребенка, а не становился жертвой бездушных показателей и рейтингов.

Есть у Екатерины Петровны удивительная способность – помнить каждого ученика. Она с легкостью вспоминала о том, кто как учился и рассказывала забавные подробности, которые не помнит уже сам ученик. Она интересуется дальнейшей судьбой своих детей, знает историю его семьи, искренне радуется за успехи и переживает за неудачи. «Ну, а как иначе! – говорит Екатерина Петровна — Они же все – моя семья!»

Как и в любой семье есть свои радости, поводы для гордости, успехи и проблемы. Она искренне переживает за каждого и сейчас.

— Екатерина Петровна, ваши первые слезы радости и слезы горести в практике педагога.

— И радости и горести слезы были сразу в одной истории, произошедшей в начале учительской практики. Я выходила замуж и на регистрации был заведующий Районо Н.И.Литвинов. Он пообещал мне место учителя начальных классов в Ряженской школе, что было радостно для молодой семьи. Но этого не случилось. В колхоз вернулся обученный по направлению специалист, у которого жена тоже была учителем начальных классов. У них просто было преимущество. Поэтому за радостным событием тут же последовало разочарование. Мое желание иметь свой класс и стать для детей первым учителем было отложено ровно на 11 лет практики в группе продленного дня. Именно столько я проработала в школе № 1 и считаю, что за эти годы получила большой опыт. Я работала с детьми всех возрастных категорий и всех классов, остающихся на продленку. Это гораздо сложнее. Мне нравилось быть всегда с детьми, видеть их результат. Я всегда выстраивала свою работу так, чтобы ребенок добился результата, чтобы работа приносила хороший итог.

После 11 лет работы в группе продленного дня, у меня появляется мой первый класс начальной школы, в результате распределения детей в новую, на то время школу №3. Это был класс из 42 человек. После ухода моей коллеги в декрет, ко мне присоединили еще пол параллельного класса из детей, не имеющих возможность посещать школу во вторую смену. Дети по три человека за партой сидели, и справлялись.

— Неужели не было желания отказаться?

— Я никогда не отказывалась от работы и уж тем более не жаловалась на сложность своей профессии. Выбирая профессию педагога, мы все понимаем, что это не просто, что ты должен свою жизнь посвятить детям. В то время иначе работать не могли и не хотели. Мне чаще всего доставались сложные классы, но я до сих пор всех их очень люблю. За весь период практики у меня было семь классов начальной школы и каждый из них неповторим и интересен по-своему. Конечно, были и сложные ученики, и разногласие с родителями, но в целом все они моя семья, которой я давала знания.

— Приходилось ли Вам воспитывать и родителей?

— Невозможно отделить детей от родителей. Все, что происходит в семье, потом четко отражается в детях и на учебу влияет в том числе. Конечно, я старалась вести диалог с родителями, держать с ними связь и иногда поправлять их поведение. Расскажу один из таких. Работая еще в Сад-Базовской школе, у меня был ученик, который резко бил мне головой по лицу, если я наклонялась ему что-то пояснить. Под глазами синяки были. Оказалось, что его отец бил за любую провинность и поэтому он так проявлял жестокость. Я пришла в семью поговорить. Не на мальчика пожаловаться, а попробовать убедить папу, чтобы он не бил, а научил ребенка быть мужчиной, воспитал в нем будущего семьянина и помощника. Но папу не исправишь. Павлик потом мне много помогал, хорошим был и старательным. К сожалению, после очередных побоев он сбежал в ночь из дома и уснул в поле. Работающий комбайнер его не мог заметить, и мальчик погиб. Этот случай глубоко запечатлен в моем сердце. Иногда понимаешь, что не все в твоих силах.  

Было масса случаев, когда уже будучи взрослыми, дети прислушиваются к тебе и слово учителя остается авторитетным несмотря на то, что время прошло. Однажды я стала свидетелем как один из моих учеников забирал на рынке у продавца арбузы. Рекет в 90-х годах затронул и наш район и в этой банде он был. Они заметили мое присутствие и остановились. Понимали, что я не промолчу и разговор будет серьезным. Отрадно что совесть еще осталась.  

— Но хороших моментов все же больше было в работе?

— Конечно. Кроме основной учебы, столько мероприятий прошло интересных, походов, поездок, посещений кинотеатра. У нас в школе была хорошая традиция отправляться классом в рамках экскурсионной программы в Москву, для того чтобы торжественно принять их в пионеры на Красной площади. Для детей и родителей это незабываемые впечатления. Так же впечатлений набирались и на школьных праздниках, мероприятиях. Помню, как на уроке природоведения пошли смотреть твердое состояние воды в Колесниковском пруду и случайно в ведре со льдом осталась лягушка, которая потом разморозилась уже в классе, ловили все. Интересных историй и забавных случаев, конечно, больше. Думаю, их и дети вспоминают.

— Вы называете учеников своим детьми, класс семьей. А как в Вашей личной семье воспринимали это?

— С пониманием. Меня всегда поддерживали в семье. Василий иногда готовил, если видит, что принесла гору тетрадей, и работа на дому продолжится допоздна. Дети даже больше любили как папа готовит. Они тоже поддерживали. Сын научился самостоятельно одежду гладить. В нашей семье всегда считалось, что моя профессия самая почетная, но по стопам никто не пошел. Дочь Светлана преподавала в ПТУ-80 парикмахерское дело. Дети ее до сих пор вспоминают.

— А когда настал тот момент, что Вы решили быть учителем?

— Мне всегда нравилось научить чему-то хорошему других. Главное- чтобы учеба принесла результат. Когда ты добиваешься этого, то наступает чувство удовлетворения, понимание того, что не напрасно прошел труд. С детства стремление было только к этому. Маму читать я научила.  Детство было сложным. Я с 6 лет доила корову, пекла хлеб и вся детвора была на мне. А семья у нас была большая. Мне нравилось учить. Мой первый класс стал любимым потому, что мне самой стало интересно, что чему-то научила детей.

— Если бы пришлось снова выбирать профессию, это снова был бы учитель?

— Да, конечно. Я и не представляю себя на другом месте. Даже уже будучи на пенсии, я продолжала заниматься с детьми, готовила их к школе.

— Есть разница между учителем прошлого поколения и сегодняшним?

— Мне кажется мы больше отдавали себя детям. Сейчас не по вине учителя, но они стали урокосдатчиками. У нас были свои трудности, а у них свои. И несмотря на то, что пришло в практику учителя много новых технологий, это им не облегчает, а усложняет жизнь. Если ученик отставал, то мы занимались с ним дополнительно для того, чтобы ребенок не отстал. Я помню своих учителей. Они с любовью относились к нам. И мы так же любили своих детей. Привыкала к ним так, что трудно было расставаться. Сейчас и отношение к учителю меняется. Дети стали более смелыми и порой не доверительно, а то и по-хамски относятся к учителю. Конечно, все идет от семьи и отношение к учителю формируют взрослые. Поэтому понять можно коллег этого поколения и пожелать им терпения.

Ученики расходились постепенно и каждый желал Екатерине Петровне добра и здоровья. Эта встреча была по семейному доброй, наполненной воспоминаниями и теплом. Спасибо за возвращение в детство и бережное отношение к прошлому, уважаемая Екатерина Петровна от всех учеников каждого поколения!

Надежда Дулина



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©