Село мое неброское, любимое, родное 

Село мое неброское, любимое, родное 

РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСИЙ МУЗЕЙ — 100ЛЕТИЮ МАТВЕЕВО-КУРГАНСКОГО РАЙОНА

ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РАЙОНА

         Вряд ли можно с точностью установить, когда на территории нашего района, в каких границах он находится в настоящее время, поселились первые люди. 

Что мы знаем документально подтвержденное?  В 70-х годах прошлого столетия в нашем поселке побывала  археологическая экспедиция Академии наук из Ленинграда. Раскопки велись  на правом берегу Миуса,  ориентировочно напротив районной больницы.

Археологами было найдено  древнее поселение каменного века, возраст которого примерно 5 000 лет. На месте раскопок   обнаружены хорошо обработанные орудия труда – ножи, топоры, мотыги, грузила для сетей, наконечники стрел. По некоторым признакам, эти люди уже осознанно занимались земледелием и скотоводством.

Колесо истории медленно крутилось, отправляя в прошлое кочевые племена — скифов, сармат, половцев, оставляя  в  память о них — скифские погребальные курганы, название рек – Сарматка, Еланчик, половецкие каменные изваяния.

О том, когда на территории нашего района пришли первые оседлые люди, как по указанию Петра I  и Екатерины II заселялось богатое плодородными землями Примиусье подробно  рассказано в готовящейся к изданию книге «ГЛАВНЫЕ ВЕХИ. Матвеево-Курганский район 100 лет». В данной статье предлагается путешествие по некоторым  населенным пунктам с наиболее интересной историей возникновения и заселения.   

        

Принято считать, что Матвеев Курган основан в 1780 г.,  Алексеем  Ивановичем  Иловайским  —  генералом  от кавалерии, наказным  атаманом Донского казачьего войска.  Однако в  Сборнике областного Войска Донского указано, что «слобода Матвеев Курган заселена,  (что не означает основана (пр. автора)  войсковым атаманом  Иловайским, но когда – неизвестно. В 1801г. поселение уже существовало с населением в 23 двора».

Пока не доказано обратное, исходим из того, что на месте нынешнего поселка существовало некое поселение с названием Матвеева могила (курган) которое образовалось вблизи захоронения некоего Матвея. А Матвей, согласно существующим  легендам являлся  — генералом, богомольцем, разбойником,  прохожим путником. Все четыре легенды о человеке, давшем свое имя нашему поселку,  размещены  на сайте Районного краеведческого музея https://rkm.rnd.muzkult.ru/matveevo_kurganskoe. Опровергает официальную дату основания поселка и «КАРТА ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО 1796 года»,  на которой, спустя 16 лет после официальной даты, нет  поселения Матвеев Курган, а местность, где сейчас расположен поселок,  обозначена на ней, как «владения Иловайского».

         В отличие  от других  населенных пунктов, даты основания которых трудно определить за давностью времени и отсутствием подлинных документов, с селом Алексеевка  все четко и понятно. Согласно Журналу войсковой канцелярии  слобода была основана  4 апреля 1777 г. войсковым атаманом  Алексеем Ивановичем Иловайским. В окрестностях села располагается лесной массив, так называемый Алексеевский лес, излюбленное место отдыха жителей района. Опять же по легендам, лес называется Алексеевским потому, что его повелел посадить  Иловайский. 

И снова мы с вами смотрим на карту, а вернее «чертежъ Миюсса» 1698г., в месте его слияния с  Крынкой,  выполненный по распоряжению Петра I,   и понимаем, что этот лес прекрасно себе рос  задолго до заселения не только Алексеевки, но и всей территории нашего района.  Можно предположить, что местные жители стали  называть этот лесной массив «Алексеевским» по имени села.

         Слобода  Александровка, что на левом берегу реки Крынки,   в 1777г.  была колонизирована Алексеем Ивановичем Иловайским  (колонизатор — человек, который осуществляет освоение незаселённых, пустующих земель). Алексей Иванович назвал  слободу именем Суворова. Служа в войсках под командованием генералиссимуса Александра Суворова,  Иловайский  восхищался его полководческим талантом, уважал за храбрость и отвагу.   

Супруга атамана Иловайского, Анна Андреевна, после его смерти ходатайствовала о постройке в слободе каменной однопрестольной церкви во имя  Алексия, человека Божия. В 1807 году вдовой  был заложен первый камень  храма, а 18 мая 1811г. храм   освятили  и  провели в нем  первую службу.  Строили церковь, по архивным     данным, греческие мастера из местного  камня в      Греко – славянском стиле.  Храм ныне действующий, в нем идут церковные службы.

В 1805г. в Александровке были учреждены две ярмарки: первая из них на 21 мая (Константино-Елененская), вторая – на 30 ноября (день св. апостола Андрея Первозванного).

        

Донской род Иловайских, один из самых героических и могущественных  казачьих родов России, представлен на миусской земле еще и племянниками Алексея Ивановича, сыновьями его старшего брата Дмитрия, Григорием (основатель Григорьевки) и Степаном (основатель Екатериновки).  

         Село, которую мы знаем сейчас, как Екатериновка, четырежды меняло свое название.  

Согласно определению войсковой канцелярии от 18 ноября 1806г. полковнику Степану Дмитриевичу Иловайскому было позволено  занять на левой стороне речки Средний Еланчик место под хутор с поселением в них крестьян. Слобода первоначально называлась  Степановская. Выдав свою дочь Александру замуж за полковника Дмитрия  Леонова, Степан Дмитриевич передал Степановку молодым в качестве приданого. Степановка стала называться хутор Леонов. Дочь Леоновых – Екатерина Дмитриевна вышла замуж за полковника  Николая   Зарудного и получила в приданое хутор Леонов, который был переименован в слободу Зарудную. Впоследствии, хозяйка слободы переименовала ее в Екатериновку.

Слобода довольно бурно расширялась и заселялась. Так, спустя всего 60 лет со дня основания, в 1867 г. в Екатериновке проживало уже 1234 человека. К этому времени в Екатериновке были церковь, почтовая станция, больница, школа.  

         Согласно Журналу войсковой канцелярии за 1805г.  генерал-лейтенанту  Андриану Карповичу  Денисову   «земля пожалована  для организации поместья  под названием Денисово». В слободу были привезены  «250 душ  крепостных, мужеского полу, купленных в Воронежской губернии». В 1812г. село уже упоминается как   Анастасиевка. Андриан  Карпович  дал  поместью имя своей горячо любимой матери – Анастасии. 

 В 1823 г. на средства владельца поместья  была заложена кирпичная однопрестольная церковь.  В 1888 г. при храме была открыта церковно-приходская школа на 100 учащихся. И это была первая школа в нашем районе, в которую принимали детей всех сословий.

Может быть, отношение односельчан к образованию своих детей с той поры стало одним из главных приоритетов в жизни села. Спустя 117 лет, в 2005году, Анастасиевская средняя школа, участвуя своей образовательной деятельностью во всероссийском конкурсе, стала «Лучшей школой России».

Большая Кирсановка основана в 1777г.  по неподтвержденным данным, Дмитрием  Мартыновичем Мартыновым,   Войсковым  судьей  Донского войска, генерал-лейтенантом.  В этом же году, дочь Мартынова,  Марфа, выходит замуж за полковника Войска Донского Павла Кирсанова. В семье рождается сын Хрисанф.

На карте Войска Донского, изданной в 1782 г. видно, что на месте нынешней Большекирсановки находятся как раз  земли  Павла Фомича Кирсанова. Представляется спорным, что на земле Кирсанова слободу основал Мартынов.   

Почему  Большая  Кирсановка?  Изначально слобода называлась просто Кирсаново,  по имени владельца, Павла  Кирсанова. Марфа и Павел вместе жили недолго. Когда Хрисанфу исполнилось 5 лет, его отец умер. Марфа Кирсанова вышла замуж за  Матвея Платова, самого известного в мире донского  казачьего атамана. 

История Примиусья  с того времени довольно тесно переплетается с Платовым, которому в нынешнем году  мы отмечаем 270 лет. Он не только воспитал, как родного сына, пасынка Хрисанфа, основателя Малокирсановки и Латоново. Двоих дочерей, рожденных в браке с Марфой, выдал замуж за  Степана Иловайского (основатель Екатериновки) и Тимофея Грекова (основатель Греково-Тимофеевки).  Так, что вихрь-атаман часто и подолгу проживал в Миусском округе в  Большой Кирсановке                ( получив слободу во владение, женившись на Марфе Кирсановой),  гостил у дочерей в Екатериновке и Греково-Тимофеевке.

 Хрисанф Кирсанов, став взрослым, решил выстроить собственное  поместье. Земли у Кирсановых в Примиусье было достаточно,  и  на левом берегу реки Мокрый Еланчик начала строиться усадьба  для молодого хозяина.  Слободу назвали, особо не оригинальничая,  Кирсаново. Чтобы не было путаницы в двух Кирсановках, слободу, в которой жили  Павел и Марфа Кирсановы, назвали Большой Кирсановкой, а ту, которая была заселена для Хрисанфа, стали называть Малой Кирсановкой. На некоторых старых картах она обозначена как Милая Кирсановка.

         В 1842г. Хрисанф Кирсанов, став к тому времен отцом двух дочерей, заложил для наследниц поместье, которое мы знаем, как село Латоново. По поводу  названия села существуют несколько  легенд. По одной из них, помещик Кирсанов, встречая  купленных для нового поместья  крестьян,   прибывших из центральных районов России, заметил на переселенцах изорванную,  в заплатках одежду и назвал их «латаные».  Дав тем самым  название селу. По другой версии, бывший владелец села с неизвестным нам названием проиграл его в лото. А Кирсанов, который якобы  выиграл это неизвестное поселение,  нарек его  Латоново. Обе версии, несостоятельны вот по какой причине.  Деревню Латона , а именно так обозначен этот населенный пункт на Генеральном плане Области Войска Донского Миусского округа 1880г.  Хрисанф Кирсанов построил сам, с первого, как говорится, колышка, а не выиграл в лото.  А первыми жителями Латоны стали не привезенные из дальних мест переселенцы в лохмотьях, а крестьяне из Малой Кирсановки (поместье Хрисанфа) и Большой Кирсановки (отцовского поместья, перешедшего по смерти родителей в наследство Хрисанфу).

 Что означает загадочное слово Латона? Такое имя носила в древнегреческой мифологии возлюбленная  бога древних греков Зевса. Какая связь между новой слободой в Миусском округе  и возлюбленной Зевса? Эта история, очень красивая и загадочная, просто не ложится в контекст сегодняшней статьи, ее нужно читать отдельно. Отсылаю любопытных к статье  Е. Мотыжевой  «Древнегреческая богиня и сенатор России… в Латоново» .

     Поселок  Греково- Тимофеевка расположен на обеих сторонах р. Мокрый Еланчик.  В 1820 года  поселение это значилось за генерал майором Тимофеем Дмитриевичем Грековым  (брульонь Мiусскаго окр., ч.7-я, №17), но когда именно  оно было основано неизвестно. На карте,  составленной около 1806г. поселения Греково еще не было. Историки опровергают легенду о том, что  Греково было названо так, потому, что основали его в давние времена потомки греков.

А вот на карте 1822 года уже отчетливо просматривается поселок Греков, расположенный по обе стороны Мокрого Еланчика.

Церковь в селе построена  много позже смерти основателя села Тимофея Грекова его сыном,  Николаем Тимофеевичем Грековым. К сожалению, когда власть в стране изменилась, наступило время атеистов-безбожников. Один из красивейших на юге России Греково-Тимофеевский храм, как и практически все церкви, построенные на территории нашего района, использовались под складские помещения, зернохранилища, во время войны немцы размещали в некоторых из них свои госпитали. Разумеется,  здания храмов не ремонтировались, не реконструировались. И то, что они за десятилетия лихих времен не разрушились,  говорит лишь о том, что построены были добросовестно, с ответственностью мастеров за свою работу, на века.

Сейчас греково-тимофеевский храм реставрирован, в  нем проводятся  службы.

         Надо сказать,  что все самое передовое по тем временам в сельском хозяйстве, в развитии ремесел и промышленности внедрялось в практику именно в тех слободах и селах, владельцами которых были казачьи военноначальники. Это объясняется тем, что, будучи офицерами высокого звания (штабс-капитан, полковник, генерал),  каждый из них был высокообразованным человеком,  умеющим организовать  людей на выполнение работы с наилучшим результатом. Часто бывая за границей – в боевых походах, по государственной службе, в частных поездках, они интересовались  устройством технических новинок для  производства; новыми, передовыми методами ведения сельского хозяйства. Покупали или выписывали из-за границы все новое и передовое.  Высаживали сады, рощи, разбивали парки с фонтанами, что было в диковинку в степной местности. Причем занимались хозяева не только развитием тех направлений, которые приносили прибыль.  В своих поместьях они строили и открывали церкви, школы, больницы. Содержали на свои средства служителей храмов, учителей, медиков.  

         Помимо, условно говоря, казачьих поселений, на территории нашего района в конце XIX века стали образовываться немецкие колонии. Это не были прямые переселенцы из Германии, которые переехали в  Россию по Манифесту 1793г., подписанному  Екатериной II.  Миусские колонисты были потомками первой волны немцев, заселивших Поволжье, Херсонскую, Таврическую, Екатеринославскую губернии.

Хозяйства колонистов  считались образцовыми. Они имели лучший для того времени сельскохозяйственный инвентарь, который состоял из многолемешных плугов , жаток, соломорезок, ручных веялок, катков для уплотнения почвы после посевов и из многих других орудий и приспособлений. В начале XX века в колониях стали широко использовать паровые молотилки.

Жизнь  и  быт  немцев  также коренным  образом  отличались   от традиционного  уклада местных жителей. По задокументированным воспоминаниям  это  выражалось  во  всём: в  их  трудолюбие,  аккуратности,  чистоплотности,  отзывчивости  и  человечности.  Дома колонистов были покрыты черепицей или жестью, с выбеленными кирпичными стенами в 2-3 окна на улицу. Дома вытянуты вглубь двора. Под одной крышей с жилыми помещениями находились конюшня, сарай для экипажа, кладовая.

Немцы занимались  единоличным  хозяйством  вплоть  до 1928 года. Как правило,   они начинали работу с  рассвета  и работали до 14 часов, а в оставшееся время занимались личными делами.  Когда в районе началась массовая коллективизация, в колхозы особенно активно зазывались немецкие колонисты. Их опыт земледелия, укоренившийся навык совместной работы были  залогом успешной работы колхоза.                      

Во всех  колониях  действовали  начальные  трёхклассные  школы  с преподаванием  на  немецком  языке.  Дети  изучали  также  закон  Божий.  Русский  же  язык  был  как  предмет.  И  только в 1913 году  во  всех  колониях  были  открыты  русские  школы.  

         В нашем районе немецких колоний было, по известным ныне данным, семь. Расскажем о некоторых из них.

Немецкий  бауэр  по фамилии Рот  в 1890г. построил  Альтротовку (Староротовка)  для себя, и Нейротовку (Новоротовку) для старшего сына. Быстро и умело шло строительство жилья,  хозпостроек.  Построены были  мельницы – паровая и ветряная, дававшие очень высококачественную муку. Сюда привозили зерно для переработки на  муку из ближних и дальних сел. Работал  кирпичный завод, кузница, столярная мастерская, позже открылась электростанция.

        Для   населения Альтротовки  возвели Кирху- церковь по немецкому образцу: купол  был  остроконечный,  что отличало его  от православной  церкви.

             С 1928 года и по 1948 год в Староротовке  был организован  и успешно работал колхоз  им. « Розы Люксембург».

Лютеранское село Ней-Гоффунг , ныне село Надежда , основано в 1878г.  на правом берегу реки Миус выходцами из немецкой колонии Рибенсдорф,  Воронежской губернии.

Интересна статистика, которая дает представление о проживавших здесь более века назад жителях. Спустя 20 лет после основания колонии, в ней  числилось:

число дворов-23, число хозяйств-23;

число наличного населения: м.п.-87, ж.п.-100;

наличное население по родному языку: великорусский-11, прочих языков-176;

наличное население по грамотности: грамотных-44, неграмотных-28;

В колонии действовали молитвенный дом, лютеранское народное училище, кооперативная лавка.  Был построен кирпичный завод, который обеспечивал строительным материалом  окрестные села и хутора.

Ней-Андреевка, Кубрино, Куприно (Новоандреановка) – лютеранское село, основано в 1890г. В 1926г. в селе имелась начальная школа, красный уголок.  Жителей в 1905г. – 314 человек, в 1941г. – 900 человек

         В 1941году с нападением на нашу страну немецко-фашистских захватчиков, немецкое население района  массово стали переселять в Казахстан, на Урал, в Сибирь. Вывезены были  все — от грудных детей до глубоких стариков.

Из нескольких тысяч проживающих  немцев  в Матвеево-Курганском районе  осталось 137 чел. После войны мало кто вернулся на прежнее место жительства.

         Согласно архивным документам Донского сельскохозяйственного банка,  в 1909 году Василий, Иван и Константин Алейниковы, жители х. Новоселовка, что располагался в окрестностях села Ряженое,  купили 150 десятин земли на территории нынешнего поселка  Сухореченский.   Назывался этот надел  — Экономия.  Занимались в основном выращиванием овощей.  Протекавший невдалеке Миус и впадающие в него ручьи из степных балок  были источниками полива  огородни (так назывались овощные плантации).   Экономия развивалась, семьи Алейниковых  трудились не покладая рук и жили довольно  зажиточно.

         Но пришел революционный 1917г. – год слома всей государственной системы, а вместе с ней отмена прежних Указов, Законов и  прав на частную собственность. Землю у Алейниковых реквизировали в фонд молодой Советской республики.  На месте  Экономии сформировался совхоз №20, а затем, сразу после Великой Отечественной войны —  подсобное хозяйство таганрогского завода «Красный котельщик»,  по одноименному названию  одного из крупнейших металлургических заводов юга России.

Подсобное хозяйство снабжало рабочих завода разнообразной сельскохозяйственной продукцией и руководство предприятия  стремилось  всячески поддерживать и развивать все направления  — овощеводство, полеводство, мясное и молочное животноводство, овцеводство.

Уже в 1949г., согласно Решению №1100 от 07.12.1949г. Матвеево-Курганского райисполкома  в подхозе  «Красный Котельщик» были открыты постоянные детские ясли, что было довольно редко в послевоенных хозяйствах.

Хозяйство стремительно разрасталось и в 1955г. появилось Решение райисполкома «О выделении участка земли под новый поселок рабочих и служащих подхоза «Красный Котельщик».

         Когда же поселок получил свое нынешнее название Сухореченский?    В 1987г. Указом  президиума ВС РСФСР от 17.03.1987 г. «О наименовании некоторых населенных пунктов в Ростовской области»  поселку подсобного хозяйства «Красный котельщик» было присвоено наименование Сухореченский.  К слову, в соответствии с этим  Указом, были переименованы: центральная усадьба  совхоза «Сад-база»  в поселок Крынка,  1-е отделение в поселок Гвардейский, 2-е отделение в поселок Подлесный; а поселок первого полеводческого отделения Новониколаевского поселения в поселок Сарматский.

 Почему поселку дали имя Сухореченский?  В окрестностях поселка находится пересохший приток  Миуса – сухая речка. Поэтому и поселок  и открытое  примерно в это же время подземное водохранилище, благодаря которому удалось решить вопрос с бесперебойным водоснабжением  Матвеева Кургана и  других населенных пунктов, так же назвали Сухореченским.

         В нашем районе 80  населенных пунктов – поселки, села, хутора и один разъезд – Закадычное. Каждый из этих населенных пунктов имеет свою историю – уникальную, не похожую на других  —  возникновением, развитием, населением. В истории каждого села есть разные периоды – радостные и  трагические, разрушительные и созидательные. Страницы многовековой истории очень интересно и познавательно листать, изучать, понимать. Эти знания наполняют нас информацией, которая важна для каждого, она дает возможность не быть Иванами, родства не помнящими.

         Информационные источники:

  «Сборник  Областного войска Донского Статистического Комитета» 1905г., где размещены «Матерiалы къ исторiи заселенiя Мiускаго (ныне Таганрогкаго округа»,  автор Иван Сулин.

Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь

Н. И. Колесниченко Екатериновка. Исторические хроники

Сборник МУК Матвеево-Курганской МЦБ «Мой край, ты песня и легенда». Под ред. Перепелица Н.М. – Матвеев Курган, 2013

СПАСИБО ДЯДИЧЕНКО НИКОЛАЮ МИХАЙЛОВИЧУ, ИСТИННОМУ КРАЕВЕДУ, ЗА ВСЕГДАШНЮЮ ГОТОВНОСТЬ ПОДЕЛИТСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ О НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

                                                             Надежда Перепелица,  методист РКМ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©